США совершили намеренную провокацию в отношении России, в результате чего утратили свое же имущество (в зависимости от комплектации и года выпуска стоимость MQ-9 Reaper составляет от 30 до 60 млн. долл.). И виноваты в этом сами американцы.
Для правильной квалификации данного инцидента следует учитывать несколько юридически значимых обстоятельств: место совершения провокации, применимые нормы международного права и современные проблемы статуса БПЛА.
1. Место падения БПЛА - район Крымского полуострова. В условиях вооруженного конфликта существует международная практика установления "зоны ограничения полетов". 24 февраля 2022 года в 1:55 UTC международное сообщество было надлежащим образом уведомлено путем выпуска NOTAM (NOtice To Air Missions) о закрытии воздушного пространства в районе проведения СВО, в том числе прилегающей акватории Черного моря (см. карту ниже). Американцы прекрасно знали и о выпуске NOTAM, и о практике установления таких зон (сами в одностороннем порядке вводили такую зону во время вторжения в Ирак), а значит - умышленно направили свой БПЛА к российским границам.
2. Беспилотник летел с выключенными транспондерами, совершая опасные маневры (под управлением оператора, разумеется). Этим США нарушили действующее Соглашение между СССР (Россией) и США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним 1972 года. В значении этого соглашения термин "самолет" означает "все военные пилотируемые летательные аппараты" (статья I). При этом "самолеты Сторон при полетах над открытым морем должны иметь включенными аэронавигационные огни" (статья V). Стоит напомнить, что на периодических консультациях о применении этого Соглашения делегация США отказывала российским специалистам, которые предлагали прописать в документе безопасные дистанции, которые бы ограничивали расстояние сближения летательных аппаратов.
3. Предстоит установить, с какими целями БПЛА приближался к России - с разведывательными или ударными. Технически MQ-9 Reaper предназначен для несения ракет класса "воздух - земля", а его последние модификации способны применять высокоточные ракеты класса "воздух - воздух". К сожалению, в международном праве статус и правила использования БПЛА до сих пор не определены. Работа Группы правительственных экспертов (ГПЭ) по контролю над смертоносными автоматизированными системами (к которым относятся современные БПЛА) фактически была торпедирована "коллективным" Западом во главе США, которые не заинтересованы в создании соответствующих юридических норм.
Однако на сегодняшний день очевидно одно: современные беспилотники управляются человеком, но рассматриваются в качестве оружия, а значит являются для России законной военной целью. К ним применяются нормы международного гуманитарного права. Это понимание было закреплено в 2019 году в рамках принятых ГПЭ 11 Руководящих принципов в отношении смертоносных автоматизированных систем
Источник: аккаунт российского сенатора Константина Косачева в Telegram.