18.03.2023 17:32
Экономика

Декан Финуниверситета Селезнев - о предпосылках глобального финансового кризиса

Текст:  Павел Селезнев (декан факультета международной экономики Финуниверситета)
Проблемы у Credit Suisse начались не вчера.
/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

В 2009 году США оштрафовали его за помощь проведении международных переводов странам, попавшим под американские санкции, что стоило ему 536 миллионов долларов. В 2013 году на 83 миллиона евро банк оштрафовала комиссия ЕС по конкуренции за манипулирование валютными курсами. В 2014 году - рекордный штраф в 2,6 миллиарда долларов за уклонение от уплаты налогов в Соединенных Штатах. В 2021 году банк получил большие проблемы из-за банкротства финтех-стартапа Greensill, которому предоставил кредит на 10 миллиардов долларов на развитие бизнеса. В том же 2021 году Credit Suisse потерял 5,5 миллиардов долларов из за банкротства фонда Archegos, который вкладывался в акции высокотехнологических компаний в Китае и по всему миру, но не пережил рыночной коррекции. Годом позже банк выплатил 475 миллионов долларов в связи с обвинением в мошенничестве по кредиту, так что 2022 год Credit Suisse завершил с многомиллиардными убытками. Вишенкой на торте стало недавнее заявление банка о том, что аудит выявил "существенные недостатки" в финансовой отчетности за предшествующие годы, что, безусловно, отбило последнее желание инвесторов держать в нем деньги. И это только крупные потери, без более мелких неприятностей.

Из-за многолетней последовательности злоключений акции банка падают уже 15 лет. На пике, в 2007 году, они стоили $75 за штуку, в 2014 году - $30, сейчас - $2,5 за акцию.

Как видно из этой краткой истории, банк точно не отличался исключительным финансовым здоровьем. В то же время непосредственной причиной сегодняшних неприятностей Credit Suisse стала череда банковских банкротств, произошедших за последние недели в США. Уход с рынка 3 достаточно крупных банков, стоивший американской финансовой системе больше 300 миллиардов долларов, вызвал вопросы у инвесторов по всему миру, насколько надежны другие финансовые компании. Эхо американского землетрясения отразилось и во Франции, и в Германии, посеяв сомнения в надежности местных банков, особенно тех, что и без того ослаблены финансовыми проблемами. В Швейцарии "слабым звеном" оказался Credit Suisse.

Эксперт: В случае краха Credit Suisse замороженные российские активы исчезнут

Последствия проблем у второго по величине швейцарского банка надо разделить на краткосрочные и долгосрочные. Швейцарский центробанк, прекрасно понимая, к каким катастрофическим последствиям приведет банкротство Credit Suisse, упасть ему не даст. При необходимости на швейцарцев надавят американские власти, которые тоже хорошо понимают, чем для глобальной финансовой системы может обернуться крах банка, управляющего средствами примерно на 1,5 триллиона долларов.

"Спасательный круг" банку уже брошен: на днях ему было предоставлено экстренное финансирование более чем на 50 миллиардов долларов. В качестве крайней меры швейцарские власти рассматривают принудительное слияние Credit Suisse с крупнейшим швейцарским банком UBS. Банк может быть принудительно разделен и продан инвесторам по частям, так что в краткосрочной перспективе мусор удастся замести под ковер. Однако в среднесрочной перспективе все гораздо хуже. Череда американских и европейских банковских неприятностей может подтолкнуть инвесторов по всему миру к тому, чтобы задуматься, сколько в реальности стоит те инвестиции, которыми они располагают. Совершенно очевидно, что очень многие ценные бумаги, привязанные к высокотехнологичным отраслям, всякого рода финтех- стартапам, значительно переоценены. Об этом в частности свидетельствует недавнее банкротство американского Silicon Valley Bank, как раз на таких стартапах и специализировавшегося. Нет доверия и банкам, которые вкладывали деньги инвесторов в американские ценные бумаги, подешевевшие из за повышения ставок ФРС.

Что происходит с европейскими и американскими банками

Все это может привести к переоценке стоимости инвестиций с последующими массовыми распродажами, которые, в свою очередь, могут вызвать глобальный кризис. Насколько этот сценарий реализуется - посмотрим, однако шансы увидеть мировой экономический спад достаточно высокие. Надо помнить что в 2008 году между банкротством Bear Stearns и началом глобального кризиса прошло несколько месяцев, в течение которых инвесторы как раз и занимались подобной переоценкой своих портфелей и распродажей активов, ставших подозрительными. С тех пор финансовые процессы ускорились, да и инвесторы научены горьким опытом, так что сейчас накопление критической массы кризиса может проходить быстрее. Во всяком случае, риски очень велики. Будущее покажет, реализуются ли они, и если да, то в какой форме.

Макроэкономика