19.03.2023 14:44
Культура

Просмотр картины "Солнце мое" как разглядывание картин импрессионистов

Текст:  Константин Губанов
В российском прокате идет "Солнце мое" - неожиданный хит от дебютантки Шарлотты Уэллс, удостоившийся множества наград и номинаций, среди которых - Канны, BAFTA и даже Оскар. Рассмотрим, чем простая на первый взгляд история о взаимоотношениях отца и дочери так покорила зрителей и критиков по всему миру.
/ kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

1990-е годы. 11-летняя Софи (Фрэнки Корио) и ее 31-летний отец Калум (Пол Мескал) проводят несколько дней на турецком курорте. Песчаные пляжи, рядом с которыми бушуют стайки волн, безразмерные бассейны с приятной глазу лазурной водой и множество активностей: от игровых автоматов до бара, где туристы могут себя занять. Как говорится, all-inclusive. Однако летний отдых так ожидаем главной героиней и по другой причине: некоторое время назад Калум развелся с матерью Софи, а потому предстоящие две недели - одна из немногих возможностей провести время с отцом. И чтобы получше запомнить это время, девочка берет с собой видеокамеру и снимает на нее все вокруг.

Проходит двадцать лет. Софи выросла, у нее теперь своя семья. И пока ее маленький ребенок тихо посапывает, женщина просматривает те самые видео. Чтобы вспомнить теплые и солнечные деньки далекого детства? Или с высоты своих лет понять, что турецкие каникулы с отцом не были такими уж беззаботными?

/ kinopoisk.ru

Кино получилось фактически бессюжетным, сводясь к тому, что главные герои коротают дни за плаваньем в бассейне да загоранием на шезлонгах. К тому же в самом начале на пару секунд демонстрируется прощание Софи и Калума в аэропорту, так что для зрителя не будет интригой, чем закончится эта картина.

Драматическая составляющая тоже как будто бы оказалась отодвинута на задний план, уступив место сценам с растиранием солнцезащитного крема, купаниям в грязевых ваннах и прочей приятной, но не особо зрелищной рутине отдыха на заграничном курорте. Некоторые могут и вовсе начать обвинять режиссера в излишней самоуверенности - будто бы кому-то будет интересна история ее летних каникул с отцом.

И "Солнце мое" действительно ощущается во многих аспектах автобиографическим произведением. Однако в этом и магия фильма: шотландка Шарлотта Уэллс, препарируя личные переживания, смогла выдать универсальную историю, знакомую многим.

Названы гонорары российских кинозвезд

Прежде всего, это ностальгия по ушедшему детству. То и дело лента начинает имитировать любительскую съемку с присущими ей заваленными горизонтами, зернистым изображением и привычкой оператора - в данном случае, Софи - направлять объектив камеры прямо себе на лицо. Однако подобные эпизоды не кажутся лишними. Наоборот, они погружают зрителя в ткань воспоминаний, и на это ощущение работают как монтаж, в котором сцены буквально перетекают одна в другую, так и яркая цветовая гамма, где особо преобладает голубой - своего рода символ не то детской невинности, не то очарования первых впечатлений.

В результате просмотр "Солнца моего" можно сравнить с переживанием импрессионистского опыта: здесь не столь важна четкая последовательность действий или высокая мотивированность поступков главных героев, сколько имеет значение каждое отдельное ощущение или переживание, испытываемое человеком в пору своей юности, - когда трава была зеленее, небо голубее, а родители казались выше и сильнее.

К тому же, учитывая место действия, танцы под "ма-а-акарена" или быстро приходящие в негодность пластиковые браслеты, выдаваемые постояльцам отеля, вызовут улыбку у любого, кто бывал в Турции или в любой другой туристической Мекке.

/ kinopoisk.ru

При этом дебют Уэллс оказывается еще и фильмом о взрослении. "Aftersun", как в оригинале называется лента, - это не только обозначение для солнцезащитного крема. В буквальном переводе получается "после заката", что очень хорошо описывает положение Софи. Героине всего 11 лет, и ей явно еще далеко до более старших сверстников, переживающих активную стадию пубертата. Однако при этом она уже не маленькая девочка, и отдых обернется для нее в том числе первыми отношениями с противоположным полом.

И Фрэнки Корио, сыгравшей Софи, удалось передать эту переходность ее персонажа: непосредственность в общении с отцом, которая порой доходит до прямолинейного обращения к родителю с вопросом, почему он в конце разговора с бывшей женой сказал "люблю тебя", и замирание при виде страстно целующейся парочки, сопровождающееся пристальным наблюдением за ними.

Впрочем, не менее ярко проявил себя Пол Мескал. Его Калум сначала кажется скорее ребенком, чем взрослым: постоянно корчит из себя ниндзя, махая руками во все стороны, да охотнее коротает дни с дочерью и прочими подростками, чем с людьми своего возраста. Однако постоянная улыбка на устах слабо вяжется с рядом странностей: мужчина то периодически будто бы пытается отдалиться от дочери, прячась от взора ее камеры, то в разговоре со случайным собеседником обмолвливается, что он не особо понимает, сможет ли вообще дожить до сорока лет.

Бондарчук снимет фильм про Игоря Талькова, сценарий напишет создатель "Фишера"

Дальше тревожных звоночков становится все больше, а руководства по тай-чи или медитации, покоящиеся на тумбочке в номере отеля, теперь воспринимаются не столько забавой, сколько единственной отдушиной для взрослого, съедаемого множеством внутренних демонов.

И ключевое здесь то, что основная причина беспокойства главного героя так и останется неизвестной: болезненный развод, нелюбовь родителей, финансовые проблемы или нечто другое. Софи лишь приоткрывают завесу тайны, понимая, что у ее отца были тяжелые психологические проблемы, которые он пытался от нее скрыть, а камера Уэллс каждый раз, когда Калум остается наедине с собственными переживаниями, непременно снимает его со спины, скрывая от зрителя лицо мужчины в эти моменты.

/ kinopoisk.ru

Впрочем, несмотря на трагедию, лежащую в основе истории, "Солнце мое" после просмотра вызывает не апатию пополам с безнадегой, а скорее чувство облегчения и даже легкой радости, ведь картина оказывается в том числе и о нерушимости связи между родителями и детьми. Так, красной нитью через весь фильм проходит сцена рейва, где взрослая Софи оказывается в полутемном пространстве с безудержно танцующими люди, один из которых - ее отец. Это место - своего рода чертог разума или дворец памяти.

И когда героиня наконец доходит до отца, она вначале кричит на него - а потом крепко обнимает. И эта сцена в чем-то рифмуется с одним из начальных эпизодов, где маленькая Софи говорит Калуму, что они могут находиться в разных местах, однако, смотря на одно и то же солнце, отец и дочь все равно как будто бы остаются вместе.

Мировое кино