"Федеральный совет приветствует приобретение UBS Credit Suisse. Приобретение имеет большое значение не только для Швейцарии, но и для международного финансового центра с точки зрения восстановления доверия", - сообщил президент Швейцарии Ален Берсе. По его словам, у Credit Suisse была хорошая репутация, но клиенты и инвесторы потеряли доверие к банку. Решением швейцарских властей в результате "потери доверия" стало предоставление обоим банкам гарантии ликвидности: кредитные 108 млрд долларов в дополнение к 54 млрд долларов, выданным на прошлой неделе. Сама же сумма покупки составила 3,24 млрд долларов.
"Действия швейцарских властей, по-видимому, дадут некоторую передышку рынкам на данном этапе, ослабят удар по кризису доверия в финансовом секторе. Однако говорить о том, что банковского кризиса удастся избежать, пока, на мой взгляд, все же преждевременно. Причем определенные вопросы вызывает то, как была организована сделка и ее условия", - подчеркивает аналитик ФГ "Финам" Игорь Додонов.
По его словам, переговоры по такой нетривиальной сделке прошли в рекордно короткие сроки. "Сумма сделки оказалась существенно ниже рыночной стоимости Credit Suisse на тот момент, причем власти разрешили провести ее без одобрения акционерами. ЦБ Швейцарии представит поддержку сливающимся банкам в размере 160 млрд франков, при этом будут списаны облигации Credit Suisse на 16 млрд франков для обеспечения участия в спасении банка частных инвесторов. То есть цена спасения проблемного банка оказалась очень высокой, но власти Швейцарии, по всей видимости, решили, что дело того стоит. В чем, я думаю, с ними можно согласиться, поскольку крах такого крупного фининститута неминуемо привел бы к финансовому кризису", - указывает Додонов.
Стремительное спасение Credit Suisse говорит о серьезных проблемах в европейской банковской системе, считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. "В Credit Suisse работают около 48 тысяч человек и после объединения с UBS, вероятно, многие дублирующие отделения банка будут закрыты, а сотрудники уволены. Кроме этого, объединение двух швейцарских банковских гигантов снизит конкуренцию в стране", - подчеркивает он.
ЦБ Швейцарии пошел на такое слияние, несмотря на возражения акционеров и кредиторов, вероятно, из-за того, что хороших вариантов уже не осталось, допускает аналитик. По его мнению, стоит ожидать дальнейшего усугубления ситуации в европейской, американской и глобальной финансовой системах, вероятность финансового кризиса по-прежнему высокая. "Современная финансовая система держится на доверии участников рынка. Сейчас в глобальной финансовой системе доверие упало (после банкротства американского банка SVB и стремительного и неожиданного спасения Credit Suisse) и поэтому возникли проблемы у многих участников системы", - указывает Васильев.
Не случайно в понедельник утром ФРС США и пять других крупных центробанков объявили о мерах для улучшения глобального доступа к долларовой ликвидности на фоне банковского кризиса. ФРС на ежедневных аукционах будет предлагать доллары, чтобы закрывать глобальные проблемы с долларовой ликвидностью. Ежедневные своп-линии между ФРС и ЕЦБ, Банком Англии, ЦБ Швейцарии, Банком Канады и Банком Японии будут действовать как минимум до конца апреля. "Центробанки в Европе и в США упустили момент для борьбы с инфляцией и теперь быстро повышают процентные ставки. Однако в финансовой системе начали проявляться системные сбои, что грозит финансовым кризисом и глобальной рецессией. Западная финансовая система за 15 лет после кризиса 2008 года привыкла жить при нулевых ставках. Однако для преодоления последствий пандемии ковида западные центробанки во многом спровоцировали скачок глобальной инфляции и теперь у ФРС и ЕЦБ уже не осталось хороших выборов, чтобы побороть инфляцию и при этом сохранить финансовую систему", - отмечает Васильев.
Текущее ужесточение финансовых условий со стороны ЕЦБ и ФРС может усугубить банковский кризис. "В рисковом сценарии в случае усиления нестабильности финансовой системы ЕЦБ может приостановить цикл ужесточения денежно-кредитной политики и даже начать смягчать монетарную политику. Однако это создает риски нового витка инфляции в еврозоне. Мы не видим прямой угрозы для российских банков из-за банковского кризиса на Западе", - указывает эксперт.