Выручит ячмень
Минувшая осень для сельхозпредприятий выдалась очень тяжелой: комбайны вязли в непролазной грязи. Уборка технических культур в итоге затянулась до февраля, а сроки сева сдвинулись так, что пришлось объявлять режим ЧС. Озимыми заняли 613 тысяч гектаров - чуть ли не на четверть меньше, чем ожидалось.
- В южных районах план сева выполнили на 80-83 процента, а ближе к северу - на 50, максимум 60. И в среднем вышло 78. Итого мы недосеяли 242 тысячи гектаров. Но я хочу подчеркнуть, что площадь озимого клина у нас сегодня близка к средним значениям за прошлые годы. Если вы возьмете статистические отчеты, то увидите, что четыре-семь лет назад она составляла 650, 670, 632 тысячи гектаров, - напомнил вице-премьер правительства Воронежской области Виктор Логвинов. - Просто в последние годы в связи с высоким спросом на экспортное зерно аграрии увеличивали этот клин и довели его до 850 тысяч. Так что те 613 тысяч гектаров озимых, которые мы имеем сегодня, в целом соответствуют нашей структуре посевных площадей. Нет какого-то напряжения и подозрения, что мы останемся без хлеба. Надеемся на средний урожай.
Треть озимых находится в хорошем состоянии, 37 процентов - в удовлетворительном. Остальные посевы придется усиленно подкармливать. Основную угрозу представляет засуха.
В конце года осадков было достаточно, в январе выпала лишь треть нормы, в феврале - 122 процента, в первой декаде марта - шестая часть нормы. Воронежские ученые замеряют уровень грунтовых вод в Докучаевском колодце, вырытом в Каменной степи 120 лет назад на глубину чуть более восьми метров. Сейчас влага находится на отметке 7,6. Приятного мало, но, справедливости ради, в конце января в 2021 и 2022 годах ее там и вовсе не было.
В текущем году посевы под урожай 2023 года, по прогнозам, превысят 2,7 миллиона гектаров (на уровне прошлогоднего показателя). Те 242,4 тысячи гектаров, которые не успели засеять под зиму, отдадут под яровые культуры, в основном зерновые и зернобобовые. Как сообщил на отраслевой конференции в марте руководитель департамента аграрной политики региона Алексей Сапронов, 37 процентов этой площади займет ячмень, 28 - кукуруза на зерно, 13 - масличные. Примерно десятую часть выделят под яровую пшеницу.
- Структура посевов в общем та же самая, что и в 2022 году. Да, посевы кукурузы на зерно увеличатся на 86 тысяч гектаров, на части полей вместо озимых, которые не успели посеять, будут подсолнечник и горох, по сое неплохо мы добавили... Но больших колебаний не произойдет. Того же подсолнечника у нас будет только 450-460 тысяч гектаров - не более 15 процентов от всей площади. Под сахарной свеклой, если вы помните, у нас в прежние годы было менее 100 тысяч гектаров, потом 110, 118, 120, теперь получится 123 тысячи. Производители понимают, что соблюдение севооборота и структуры посевов Россельхознадзор контролирует четко, - добавил Логвинов.
Гибридная схема
Семян зерновых культур под урожай 2023 года в воронежских хозяйствах достаточно: по состоянию на 10 марта было накоплено 112 процентов к потребности, сообщил Алексей Сапронов. Этот сегмент не зависит от импорта. На ту же дату по сахарной свекле имелся 31 процент семян, по подсолнечнику - 27, по кукурузе на зерно - 26.
Традиционно на предприятиях предпочитают иностранные семена технических культур, чтобы получить более высокую урожайность. На случай приостановки поставок есть альтернативные предложения от местных семеноводов.\
- Аграрии РФ зависят от импортных семян сахарной свеклы на 99 процентов. Но компании, которые остаются на нашем рынке в условиях санкций, поставляют семена сахарной свеклы и обеспечивают потребность как Воронежской области, так и страны в целом. Контракты были заключены в прошлом году, сейчас идут поставки, - заверил зампредседателя правительства региона. - Кроме того, в любой момент можно приобрести отечественные семена. В Воронежской области, слава Богу, в 2010-м построили завод "Бетагран Рамонь", есть еще предприятие в Белгородской области - вдвоем они могут обеспечить 35-45 процентов потребности российских свекловодов. В Воронежской области готово к реализации более 400 тысяч посевных единиц: у "Бетагран Рамонь" около 300 тысяч, у "Союзсемсвеклы" - еще 100. Часть из них законтрактована. Такого объема хватит более чем на 300 тысяч гектаров - а у нас, как я уже сказал, на сахарную свеклу выделено 123 тысячи.
По подсолнечнику зависимость от зарубежных сортов и гибридов превышает 80 процентов. Тем не менее воронежцы законтрактовали более 90 процентов от потребности. С фактической поставкой пока есть проблемы. В марте под запрет на продажу попала продукция "Сингенты", так как в ней были выявлены носители заболеваний. Сейчас зараженный материал возвращен производителю, а те семена, которые соответствуют требованиям Россельхознадзора, допущены к реализации, пояснил Логвинов. "Надеюсь, что те компании, которые уже завезли семена в Россию, исполнят свои обязательства полностью", - сказал он, подчеркнув, что в Воронежской области реализацией семян подсолнечника занимается 27 компаний, в том числе новые, появившиеся в последние годы, селекционно-семеноводческие центры. Среди них - "Танаис" под Павловском (проект локализации производства европейской компании Lidea), который наладил кооперацию с аграриями в шести районах и реализует продукцию в другие субъекты РФ.
- По кукурузе есть вопросы, - признал чиновник. - По итогам прошлого года у нас по кукурузе на зерно 70 процентов семян были импортными, а по кукурузе на силос, наоборот, 72 процента - российские. Наши производители работают в этом направлении. На остатках у двух из них имеется около 2100 тонн семян. По овощам и по картофелю уже поставлено свыше 70 процентов от потребности в посадочном материале. Нерешаемых вопросов по обеспечению семенами в целом я сегодня не вижу. Одни западноевропейские поставщики ушли, другие продолжают работать.
Накопление удобрений идет штатно, две трети от необходимого количества в хозяйства уже поступило. Есть также необходимая для полевых работ техника и оборудование, заверил Алексей Сапронов. Трудности прогнозируются с "импортной" частью парка. По данным областного департамента аграрной политики, это 16 процентов зерноуборочных комбайнов и 73 процента кормоуборочных - около 640 и 320 машин соответственно, а также десятая часть тракторов (более полутора тысяч).
- Конечно, импортная техника производительнее, крупные компании в основном используют ее. В 2022-м при уборке урожая машины сильно износились, многие узлы и агрегаты вышли из строя. Сейчас сельхозпроизводители готовятся не только к весенним полевым работам, но и уже к уборочной страде: налаживают параллельный импорт, поставки через Казахстан и Турцию. Заказы приходят с задержкой в две-три недели, иногда до месяца. Проблема решается, но, наверное, не так, как бы хотелось, - отметил Виктор Логвинов. - Поступают предложения от альтернативных производителей - из Китая, Индии, Турции. Понятно, что можно поспорить, насколько их техника конкурентоспособна по сравнению с европейской или американской...
Ситуация с кадрами в отрасли обострилась в сентябре из-за частичной мобилизации: к уборке пришлось привлекать практикантов - старшекурсников вузов. Сейчас масштабы дефицита не так велики, угрозы срыва посевной нет. Хотя в целом требуются специалисты всех мастей: агрономы, ветеринары, зоотехники, квалифицированные рабочие, подчеркнул вице-премьер.
Набрать оборотки
Накануне посевной аграрии традиционно берут краткосрочные кредиты. В этом году спрос на заемные средства выше обычного. По словам Логвинова, семена (в том числе отечественные) и средства защиты растений выросли в цене процентов на 30, подорожали и запчасти к технике. Между тем многие растениеводы не получили ожидаемой выручки от продажи урожая-2022.
- Зерновых в Воронежской области получили семь миллионов тонн в бункерном весе. Небывалый объем, но у успеха есть обратная сторона: закупочные цены не радуют. Сегодня они такие низкие, что покрывают только затраты, то есть рентабельность нулевая. Экспортные пошлины составляют более пяти тысяч рублей, и пока они снижаться не будут. Поэтому наши производители зерно не продают, а если продают, то очень мало, когда нужно оперативно получить определенный объем средств. На остатках у самих растениеводов находится 4,5 миллиона тонн зерновых и зернобобовых, - рассказал чиновник.
На сегодня воронежские сельхозпроизводители должны банкам 107 миллиардов рублей по длинным кредитам и 67 миллиардов - по оборотным. Вторая цифра будет, естественно, нарастать. Компании максимально использовали ресурсы льготного краткосрочного кредитования. На его обеспечение в 2023 году регион получил первый транш в размере 1,013 миллиарда рублей. Нераспределенными остались лишь 11,5 миллиона - остатки целевых средств на поддержку малых форм хозяйствования (им в общем объеме льготного кредитования выделяется 20 процентов). Правительство Воронежской области обратилось в Минсельхоз за "добавкой" на сумму 855 миллионов рублей.
- Действующее ограничение по таким кредитам - 600 миллионов рублей на одного заемщика - не позволяет удовлетворить потребности крупных компаний, которые обрабатывают 100, 150, 300 тысяч гектаров. Этим и обусловлен наш запрос об увеличении финансирования. Есть уверенность, что мы его получим, - заключил вице-премьер облправительства.