21.03.2023 12:47
Культура

Режиссер Айдар Заббаров: Главное в спектакле - человек и его несовершенство

Текст:  Инга Бугулова Олег Корякин (Казань)
Кто они, лауреаты премии президента для молодых деятелей культуры? "РГ" представляет режиссера Айдара Заббарова. К своему 31 году он известен постановками не только в родном Татарстане: его спектакли идут и в Театре Камала или Альметьевском театре, и на столичных площадках, от МХТ им. Чехова до "Современника". Сегодня Заббаров - одно из ярких имен новой генерации отечественной режиссуры.
Режиссер Айдар Заббаров. / Екатерина Чеснокова/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Почти все его постановки связаны с произведениями классиков. На четвертом курсе ГИТИСа он взялся за толстовских "Казаков" (этот спектакль Театра им. Ленсовета пять лет назад вошел в конкурсную программу фестиваля "Уроки режиссуры"). Дипломной работой его стал спектакль "И это жизнь" по классику татарской литературы Гаязу Исхаки. Позже Сергей Женовач доверил своему выпускнику "Белые ночи" Достоевского на Новой сцене МХТ им. Чехова. А самая свежая премьера у Заббарова - чеховская "Попрыгунья" в Вахтанговском театре.

- Конечно, Айдар Заббаров самостоятельная творческая личность, - отмечает Нияз Игламов, театральный критик, советник министра культуры Татарстана. - Но нельзя не сказать о трех его учителях. Первый, научивший его актерскому мастерству, - Фарид Бикчентаев, главный режиссер Театра Камала. Именно он благословил Айдара на занятия режиссурой. Уже потом он поступил на курс Сергея Женовача, где вторым педагогом его был Юрий Бутусов. Эти три мастера во многом и сформировали творческий метод, эстетику и мировоззрение молодого режиссера.

В Кургане показали спектакль о судьбе мастера, подковавшего блоху

Заббарова, по словам Нияза Игламова, отличает умная и деликатная режиссура: "Он не очень любит ставить пьесы как таковые, многое у него, конечно, от Сергея Женовача. Айдар выбирает практически для всех своих спектаклей прозаические произведения, сам делает инсценировки. И даже если ставит пьесу, как в случае с "Пеплом" японца Коки Митани в Театре Камала, то все равно прослаивает ее своими авторскими вставками".

Помимо классики, Айдар Заббаров много работает в жанре документального театра. Вместе с журналисткой Гульчачак Шайхутдиновой он несколько месяцев ездил по татарским деревням, собирал рассказы жителей об истории их семей, - в них сохраняется главное: история народа. Результатом стал спектакль-дилогия на два вечера "Я не вернусь" в Театре Камала. Еще в двух недавних премьерах - "Не был женат" по Гаязу Исхаки и "Марево" по Амирхану Еники - истории любви разворачиваются на фоне исторических событий: в преддверии революции и во время Великой Отечественной войны.

- Сегодня мало режиссеров, которые умеют совмещать свою литературоцентричность со зрелищными спектаклями, - подчеркивает Игламов. - Конечно, мировоззрение Айдара усложняется с годами, его спектакли многослойны, в них нельзя выделить одну тему. Все они очень разные, не похожи друг на друга, и тем не менее их объединяет неподдельный интерес к человеку, к его природе, ошибкам, несовершенству и взлетам духа.

Театр