Выдающийся актер и режиссер, педагог, новатор, сформировавшийся в период Серебряного века, Евгений Деммени 45 лет руководил театром, создал 150 спектаклей. Уникально и неповторимо многое, что составляет историю театра на Невском, 52.
Праздничное представление "Посвящение Мастеру" состоялось на сцене с участием кукол, которые находятся в богатой коллекции театра, живут в витринах и шкафах. А в фойе открылась выставка "Петрушки и марионетки Деммени". Она знакомит посетителей с героями легендарных спектаклей. "Это наши деревянные артисты, партнеры. Прекрасные, трогательные, неповторимые", - говорит прима театра - народная артистка России Фаина Костина, ученица Евгения Деммени. Около 10 лет она работала со своим учителем - до его ухода из жизни. И продолжает служить в театре, который стал ее вторым домом. "Все, кто приходил к Деммени, сразу влюблялись в его театр. Так случилось и со мной, - вспоминает актриса. - Сначала мама водила меня, маленькую, в этот театр. До сих пор помню спектакль "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", как побежали мурашки по коже, когда увидела Царевну…"
Евгений Деммени родился в Санкт-Петербурге. В автобиографии он написал: "По происхождению - дворянин, по образованию - военный, по устремлениям - актер". Учился на высших офицерских курсах в Пажеском корпусе. Служил в Красной Армии. Попробовал свои силы в драматическом театре. Работал начальником пожарной охраны в ТЮЗе, которым руководил Александр Брянцев. Вел драматический кружок на заводе… Но куклами он был очарован с детства. Когда ему было 5 лет, мама возила его в Париж, где он впервые увидел петрушечный театр и полюбил его на всю жизнь.
Трудно поверить, но это так: в фойе театра до сих пор живут персонажи первого театра Евгения Деммени "Гиньоль", созданного в 1924 году. С интересной историей: прогуливаясь по Невскому проспекту, молодой человек увидел настоящее чудо в витрине "Магазина случайных вещей" (так раньше называлась комиссионка): старинный сундук с 18 куклами французского театра конца XIX века. Купил их и принес в клуб, где вел занятия драматического кружка с молодыми рабочими. Эти куклы участвовали в первых спектаклях Деммени - "Арлекинада" и "Поцелуй Коломбины".
Экскурсия, которую проводит Фаина Костина, начинается с музыки из легендарного спектакля "Гулливер в стране лилипутов". Он вышел в 1936 году, имел большой успех, и позже два актера, занятые в нем, получили звание "заслуженных" - в кукольном театре это было впервые.
Рабочее кресло Деммени - с роскошными львиными головами на подлокотниках. Конечно, с годами оно обветшало, его отреставрировали. "Евгений Сергеевич сидел в нем еще в 1960 году, когда я пришла к нему на разговор. "Мама знает, что вы поступили в кукольный театр?" - спросил он меня. А мне уже 20 лет было. Попала в труппу замечательных актеров, чудесных, фантастических людей! Все тайны раскрыли, во всем помогали начинающей актрисе. Безумно талантливые - могли не только виртуозно владеть куклами, но еще и петь, писать музыку, играть на разных музыкальных инструментах, были великолепными рассказчиками, обладали чувством юмора. И Евгений Сергеевич - всегда элегантный, в костюме, белой рубашке, в галстуке-бабочке - встречал зрителей в фойе. "Истинный петербуржец" - говорили о нем. Интеллигентный, образованный. И прекрасный организатор - за ним смело шли талантливые люди: драматурги, художники, композиторы, актеры. Для театра писали пьесы Маршак, Шварц. Выдающийся художник Татьяна Бруни работала в Кировском (Мариинском) театре, в Малом оперном (Михайловском), в театрах других городов и с удовольствием оформила у нас много сложных спектаклей. Всегда интересно, с выдумкой!
У театра было кредо: "Развлекая - воспитывать". Не ударяясь в дидактику, Деммени считал, что ребенок, который пришел в наш театр, должен узнать что-то новое, чему-то научиться. При этом должно быть красиво, весело, с юмором. Какие только пьесы мы не играли! Про папуасов, негров, чешских, итальянских, немецких героев… Нас учили: должна звучать хорошая речь. У нас были педагоги по технике речи, по вокалу.
Евгений Сергеевич впервые вывел кукол на эстраду. Делал с ними сатирические номера. Я до сих пор помню "12-ю рапсодию Листа в исполнении пианиста-виртуоза". Все буквально падали от смеха. Номер показывали в Большом зале филармонии. Как радостно смеялся тогда Святослав Рихтер! Виртуозно, интересно показывал Деммени Чаплина - замечательный дружеский шарж.
Продолжаем экскурсию. Уникальный спектакль "Свадьба" по пьесе Чехова (1928) - одна из первых постановок Деммени для взрослой публики, в петрушках. Здесь было несколько открытий: например, появилась трехъярусная ширма. Автор изумительных кукол - блестящий художник Иван Павлович, погибший во время блокады. Впервые появился настоящий художественный театральный свет (его называли потом "киношным") - до этого примитивно освещали ширму. Телеграфиста играл сам Деммени. Спектакль пользовался большим успехом.
"Проказницы Виндзора" Шекспира, 1947 год. В то время у кукольников пропал интерес к Петрушке, стали работать с тростевыми куклами. Деммени поставил спектакль с петрушками, решив доказать еще раз, что эта кукла может все. И его куклы дрались на шпагах, играли на музыкальных инструментах, танцевали.
Сганарель, Кормилица - это мольеровский "Лекарь поневоле" (1959). Вот и Тильтиль и Митиль, Насморк - из "Синей птицы" (1961), интересной не только детям, но и взрослым. Вакула, Оксана - это "Черевики" Гоголя. Царевна, Пес Соколко - из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях".
Большая витрина при входе в зрительный зал. Каких только кукол там нет! 1920-е годы: Макс и Мориц. Персонажи спектаклей "Кошкин дом", "Теремок" и "Багаж" Маршака. В 1942 году Маршак написал памфлет "Юный Фриц", актеры сыграли его на фронтах более 650 раз. Кстати, знаменитый поэт, автор популярных детских книг называл Деммени "наркомом Петрушки" и написал: "Учитесь, друзья, у наркома Петрушки - до старости лет не бросает игрушки...".
Здесь и марионетки Марии Артюховой к спектаклю "Школяр в раю", отмеченные серебряной медалью на Всемирной выставке в Брюсселе. И Чиполлино из 1960-х. Эти артисты побывали во многих странах, на выставках и фестивалях, получали награды, радовали малышей и взрослых.
Час экскурсии пролетел мгновенно. "О многом из нашей богатой столетней истории можно рассказывать часами", - призналась ученица Евгения Деммени. Дети эпохи гаджетов, совсем малыши, не расстающиеся с айфонами, во время экскурсии снимают Фаину Ивановну на видео. Значит, им интересно.
Выставка "Петрушки и марионетки Деммени" будет работать в фойе театра по 15 мая.
Из истории
"Деммени получил помещение для своего театра в 1937 году. Как истинный петербуржец, выбрал здание на углу Невского проспекта и Садовой. Почему? Считал, что дети, которые приезжают в театр - из самых разных районов - непременно должны бывать в центре города, после спектакля погулять здесь - пойти на Площадь искусств, в Михайловский сад или в Летний. Детей должна окружать красота.
И у дома есть история: он был построен еще в первой половине XVIII века. Тут в гостях у Ивана Шувалова, первого мецената России, фаворита Елизаветы, бывали Ломоносов, Сумароков, Державин…" - рассказала Фаина Костина.
Впервые
Театр Деммени - первый государственный профессиональный театр кукол России. Все, что здесь появлялось, было впервые:
- первый опыт создания кукольной оперы - "Кошкин дом" (1926 год);
- впервые в стране курсы для художников, актеров и режиссеров театра кукол (1927);
- первый в Европе и России кукольный фильм - "Макс и Мориц" (1929);
- первый спектакль в марионетках на российском телевидении - "Школяр в раю" (Ленинградское экспериментальное телевидение, 1939);
- первые выезды российских кукольников за рубеж (Прага, Париж, 1929);
- первые в России постановки кукольных спектаклей по произведениям классиков - Пушкина, Гоголя, Чехова, Шекспира, Мольера, Сервантеса, Свифта и других;
- первый "чеховский" спектакль в куклах - "Свадьба" (1928);
- первый "гоголевский" спектакль в куклах - "Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем" (1929);
- первые отечественные эстрадные кукольные номера - "Чарли Чаплин", "Анна и Вронский" (1937);
- первые в стране кукольные спектакли на современную тему (пьесы С. Маршака, Е. Шварца);
- постановка первого в стране "шекспировского" спектакля в куклах - "Проказницы Виндзора" (1947);
- постановка первого в стране "мольеровского" спектакля - "Лекарь поневоле" (1959);
- первые опыты куклотерапии (совместно с Г. И. Турнером, руководителем Детского ортопедического института его имени, 1934);
Евгений Деммени - первый в стране кукольник, удостоенный звания заслуженного артиста РСФСР (1934).
Запланированы еще одна выставка и фестиваль, посвященные юбилею Е.С. Деммени:
- с 1 июня по 30 июня - выставка "Эпоха Деммени. Продолжение" в гостиной Дома актера на Невском проспекте;
- с 26 июня по 30 июня - "Демменифест": фестиваль с участием театров кукол, созданных при участии Е. С. Деммени (Екатеринбург, Псков, Нижний Новгород и Иваново, приютивший ленинградский театр в годы войны, Деммени руководил Ивановским театром).