Эксперты подчеркивают: Верховный суд впервые дал такие пояснения по поводу военных преступлений. По словам заместителя министра обороны РФ - начальника главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ генерал-полковника Виктора Горемыкина, подобных документов ранее не существовало. Не было таких разъяснений и в советское время.
Один из острых моментов: когда неисполнение приказа становится преступлением? Армия держится на дисциплине. Но надо ли отправлять под суд солдата, допустим, не выполнившего приказ сержанта заправить кровать? Верховный суд разъясняет: каждый раз суды должны выяснять, был ли нанесен существенный вред интересам службы.
Как поясняется в проекте пленума Верховного суда России, необходимо разграничивать преступления против военной службы и грубые дисциплинарные проступки. В последнем случае солдата нельзя судить. Но его можно и нужно наказать властью командира. Чтобы отличить одно от другого, надо смотреть, был ли нанесен существенный вред интересам службы или наступили ли тяжкие последствия.
Таким образом, как поясняют эксперты, неповиновение командиру во время боевой подготовки или, тем более, в зоне боевых действий, будет преступлением. В такой ситуации очевидно, что неисполнение приказов грозит серьезными последствиями. Однако, если солдат как-то неправильно ведет себя с командирами в обычном гарнизоне - в пункте постоянной дислокации в мирное время, то командиры в первую очередь должны призвать его в порядку в рамках Дисциплинарного устава. Как поясняет проект, если неисполнение приказа, хотя и причинило вред интересам службы, но не является существенным, то это - не преступление. Суду в таком случае надлежит постановить оправдательный приговор. "Однако соответствующие лица могут быть привлечены в установленном порядке к дисциплинарной ответственности", - подчеркивается в проекте.
Еще одно важное положение: если военные самовольно оставили часть из-за тяжелых жизненных обстоятельств, например, болезни родственников или насилия со стороны сослуживцев, это не должно быть наказуемым. Однако подчеркивается, что оправдать за такое можно только один раз. Если военнослужащий неоднократно дезертирует, это уже наказуемо.
Как поясняется в проекте, "под стечением тяжелых обстоятельств следует понимать объективно существовавшие на момент совершения деяния неблагоприятные жизненные ситуации личного, семейного или служебного характера, воспринимавшиеся военнослужащим как негативные обстоятельства, под воздействием которых он принял решение совершить преступление".
Среди таких обстоятельств могут быть болезнь родителей, к которым надо приехать. Другая причина, по которой к военному в таком случае можно проявить снисхождение, это неуставные действия сослуживцев, насилие, невозможность иным способом сохранить жизнь и здоровье. Указывается в документе и на отсутствие возможности получить медицинскую помощь, когда она необходима.
"В этом случае суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления", - указано в проекте. Если же тяжелые обстоятельства "устранены или отпали", а человек в погонах не вернулся в часть, за последующее уклонение от службы он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях. Также в документе говорится, что не подлежит ответственности за самовольное оставление части военнослужащий, который был призван на службу незаконно.
Как заявил заместитель председателя Верховного суда РФ - председатель судебной коллегии Верховного суда по делам военнослужащих Владимир Хомчик, пленум Верховного суда впервые подготовил разъяснения о делах по преступлениям против военной службы. Разработка такого постановления, отметил Хомчик, "является результатом изучения судебной практики по уголовным делам, рассмотренным военными судами с 2010 по 2022 год. То есть глубина изучения судебной практики составила более 10 лет, а по некоторым преступлениям - более чем 20 лет". В свою очередь, первый заместитель главы конституционного комитета Госдумы Даниил Бессарабов обратил внимание, что Верховный суд четко прояснил, что такое период мобилизации и военного положения, момент их начала и окончания действия, что является военным временем и вооруженным конфликтом. "Эти понятия могут быть нечетко раскрыты в отраслевом законодательстве, но ВС РФ, исходя из норм Уголовного кодекса, отраслевого законодательства, приводит их формулировки для правоприменителей более четко и ясно", - пояснил депутат.