22.03.2023 14:26
Происшествия

Юристы напомнили о запрете ругать в рекламе конкурентов

Текст:  Владислав Куликов
Представители Ассоциации юристов рекомендовали разработчикам рекламы перед выпуском анализировать ее на предмет соответствия закону. Например: в рекламе запрещено выставлять в негативном свете конкурентов, использовать бранные слова и, что особо важно, лгать.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

"За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность, - рассказала член АЮР, доцент Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Елена Гринь. - По общему правилу, организации может грозить штраф до 500 000 рублей. Однако за отдельные виды нарушений штраф может составить до 6 млн рублей".

Операторов связи обяжут получать согласие граждан на рекламные спам-звонки

По ее словам, чаще всего авторы рекламы не учитывают законодательные ограничения, установленные законом "О рекламе". "К примеру, нелестно отзываются о конкурентах, порочат их честь, достоинство, деловую репутацию, искажают сведения о рекламируемом товаре или услуге либо и вовсе скрывают информацию о товаре или услуге", - рассказывает Елена Гринь.

Она подчеркивает: в первую очередь, реклама должна быть добросовестной и достоверной. "Прежде всего, в рекламе нельзя очернять конкурентов, даже завуалировав их наименования, - продолжает член АЮР. - Если товар сравнивается с товарами других производителей, например, используются такие термины, как "лучший", "первый", следует указывать ссылку на соответствующий рейтинг. Запрещено сокрытие или искажение информации в рекламе, использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений. Также в рекламе не допускается побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости. Рекламные баннеры не должны быть похожи на дорожные знаки или иным образом угрожать безопасности движения".

Стоимость товаров не может быть указана только в иностранной валюте, также не следует использовать иностранные слова и выражения. Также, по ее словам, частым нарушением является незаконное заимствование фото- и видеоматериала, отрывков песен либо персонажей мультфильмов. "Иногда охраняться могут даже рекламные слоганы", говорит Елена Гринь. К примеру, в пользу одного из мясокомбинатов суд взыскал компенсацию в размере 700 000 рублей за незаконное использование товарного знака "Ням-ням".

"Стоит помнить, что за нарушение авторских прав может быть взыскана компенсация от 10 тысяч до 5 миллионов рублей", - говорит юрист.

Правительство не поддержало идею убрать латиницу из рекламы

В свою очередь, юрист PLV GROUP Полина Педан поясняет: важно, чтобы реклама не содержала некорректные сравнения рекламируемых товаров или услуг по сравнению с товарами или услугами иных конкурентов. "Например, нельзя использовать слова "номер один", "лучший", "первый" без указания конкретных характеристик товара или услуги, имеющих объективное подтверждение, - говорит она. - Реклама не должна порочить честь и достоинство лиц или деловую репутацию конкурентов. В рекламе запрещено использовать бранные слова или иные выражения, даже если они были видоизменены. Существует устоявшаяся практика, в которой такую рекламу признают ненадлежащей. Также в законе присутствуют ограничения на использование иностранных слов и выражений в рекламе, для того, чтобы использовать иностранные слова в рекламе необходимо добавлять к ним русский перевод, чтобы не возникло искажений в восприятии информации".

Кроме того, продолжает Полина Педан, закон содержит перечень объектов, которые запрещены к рекламе. К ним относятся табак и табачная продукция, различные наркотические вещества, товары на производство и реализацию которых требуется получение лицензии, медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности, органы и ткани человека в качестве объектов купли-продажи, услуги по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ и другие.

"Перечисленные ограничения не являются исчерпывающими. ФАС России системно отслеживает размещение рекламы бизнесом как по собственной инициативе, так и по жалобам и обращениям на соответствующие нарушения, - говорит Полина Педан. - Нарушение законодательства о рекламе может повлечь наложение административного штрафа и запрет на распространение несоответствующей закону рекламы".

Если говорить о нарушении авторских прав при размещении рекламы, то, как рассказывает юрист, в судебной практике регулярно встречаются дела, в которых рекламодатель использует фотографии, загруженные из интернета. "Несмотря на наличие таких фотографий в публичном доступе, при их использовании в рекламе необходимо получить согласие правообладателя, - подчеркивает она. - Еще одним из распространенных нарушений является использование изображений персонажей и музыкальных произведений, которые также охраняются законом. В случае нарушения авторских прав в рекламе с нарушителя в судебном порядке могут быть взысканы убытки или денежная компенсация".

Юрист рекомендует рекламодателям проводить анализ рисков с юристами в сфере рекламного права для минимизации негативных последствий при размещении рекламы. "Административный штраф возможно избежать, если нарушение совершено впервые, и рекламодатель своевременно удалил ненадлежащую рекламу, - говорит Полина Педан. - При использовании объектов авторских прав, необходимо заключать с правообладателями договоры на использование соответствующих объектов в рекламе".

Охрана порядка