22.03.2023 19:30
Экономика

Глава Росводресурсов Дмитрий Кириллов в интервью "РГ" - о подготовке к половодью и ситуации с водоснабжением Крыма

Текст:  Светлана Задера
Российская газета - Федеральный выпуск: №61 (9006)
В России начался сезон паводков, вода уже пришла в некоторые населенные пункты, но пока без серьезных последствий. О подготовке к половодью, рисках подтопления, ситуации с водоснабжением Крыма в интервью "Российской газете" рассказал глава Росводресурсов Дмитрий Кириллов.
Саратовская область. Сотрудники МЧС России переправляют местную жительницу во время паводка. Подтоплены территории в 13 регионах. / МЧС России по Саратовской области / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Какие регионы в период паводков в зоне риска в этом году?

Дмитрий Кириллов: Половодье в стране развивается с начала марта - это стандартные сроки. С юга оно направилось в Поволжье, затем вплотную подобралось к центральным регионам. Высокие температуры первых мартовских недель разбудили реки в Татарстане, Ульяновской, Тульской, Волгоградской, Самарской, Оренбургской, Новгородской, Пензенской, Саратовской областях, Краснодарском крае. В некоторых населенных пунктах вода вышла на пойму, но, к счастью, без серьезных последствий. От температурного режима и, как говорят в нашей профессиональной среде - дружности половодья, будет зависеть дальнейшая обстановка.

Весенний паводок всегда ожидаем, но сценарии его развития крайне разнообразны. На процесс влияет не только текущая температура за окном, важно, как замерзали водные объекты, какими были осень, зима, количество и характер осадков. Весной у нас есть традиционные точки внимания в бассейнах Северной Двины, Печоры, Камы. Если называть регионы, это Вологодская, Архангельская области, Пермский край, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республика Саха (Якутия). Перед тем как начнет рушиться лед, на сложных участках русел его предупредительно ослабляют, распиливают. Экстремально высоких снегозапасов в этих регионах на сегодняшний день не фиксируется, тем не менее работа уже идет, завершится в зависимости от территорий либо к 1 апреля, либо к 1 мая. На Северной Двине и Сухоне в Вологодской области, на участке г. Великий Устюг - г. Красавино ледорезные работы уже прошли на протяженности свыше 18 км.

С начала марта по всей системе агентства действует режим повышенной готовности. Проходят учения, шлифуется межведомственное взаимодействие, в том числе с коллегами из МЧС. Вне зависимости от характера предстоящего половодья готовы все силы и средства.

У быстроформирующихся дождевых паводков, которые плохо поддаются заблаговременному прогнозированию, сезон плавающий. В регионах Дальнего Востока это, как правило, лето и начало осени.

Российские рыболовы объединяются для обновления флота

А что с регионами, в которых может быть нехватка воды?

Дмитрий Кириллов: Объемы речного стока зависят преимущественно от осадков. Если их мало, а на термометре выше нуля, то приток невелик. Такие прогнозы есть по Ростовской области и Краснодарскому краю, то есть по основным сельскохозяйственным регионам. Для производства продуктов питания используется примерно 60% от общего объема потребления воды. И сейчас стоит задача создать условия для надежного водообеспечения отраслей, гарантирующих продовольственную безопасность государства.

Важно, что Юг России - это не только щедрые поля. Это и единая глубоководная система европейской части страны, выход к Каспийскому и Черному морям. Соответственно должно быть гарантировано и судоходство. Все это требует рационального, экономного распоряжения ресурсом.

Еще одной артерией, где необходимо поддерживать судоходство, является Дон. Агентство всю зиму накапливало воду. Благодаря экономии сейчас в Цимлянском водохранилище воды на 2 км3 больше, чем в прошлом году. Для сравнения, все сельское хозяйство Нижнего Дона потребляет примерно 1,7 км3. Таким образом, на этот год река обеспечена ресурсом для всех задач.

Что касается дальневосточных и сибирских водохранилищ, их продолжаем освобождать, чтобы принять паводок с минимальными рисками для людей и инфраструктуры.

В каком цикле водности находится сейчас Байкал? Не ожидается ли дефицита воды?

Дмитрий Кириллов: С 2018 года Байкал находится в фазе высокой водности. Рассчитываем, что уже в этом году озеро войдет в норму по средним многолетним значениям, никаких экстраординарных событий не прогнозируется. Полагаем, что летний период пройдет спокойно как с точки зрения экологического благополучия озера, так и функционирования отраслей экономики.

МЧС показало, как мониторит паводки с беспилотников

Можно ли сейчас сделать прогноз, когда начнется маловодный сезон?

Дмитрий Кириллов: До календарных дат - невозможно. В среднем многоводные и маловодные фазы на Байкале колеблются на уровне 15 лет. Более того, метеорологи не берутся утверждать, в какой именно части того или иного цикла мы находимся прямо сейчас. Но плотину в Иркутске для того и построили, чтобы природные всплески или спады не лишали всего того, что жизненно важно для человека.

Что можно сказать про качество воды?

Дмитрий Кириллов: Было и остается на уровне высшего, первого класса. Чтобы удержать и даже улучшить качество воды в Байкале, на его берегах правительством обеспечена реализация большого комплекса мер в рамках нацпроекта "Экология". В их числе реконструкция очистных в городе Улан-Удэ, который стоит на главном притоке озера - реке Селенге. Именно хозяйственно-бытовые стоки сейчас являются основным источником загрязнения озера.

Весной регулирование Волжско-Камского каскада вызывает споры регионов и отраслей. Почему они возникают и как вы расставляете приоритеты?

Дмитрий Кириллов: Предлагаю начать с цифр. Годовой сток Волги в среднем составляет 259 км3. Из этого объема используется около 12 км3, то есть меньше 5%. Как видите, о дефиците воды говорить не приходится. Тем не менее период, когда отрасли начинают делить ресурс, наступает. Повторюсь: именно в интересах стабильности отраслей строят водохранилища. Жилищно-коммунальное хозяйство, гидроэнергетика, урожаи, рыба, промышленность, водный транспорт - важно все. Правилами использования водохранилищ заданы диапазоны, в рамках которых мы всегда действуем.

С учетом того, что регуляторы позволяют нам управлять примерно третью стока - нет тех проблем, которые нельзя решить дообустройством инженерной инфраструктуры. Она должна быть адаптирована к соответствующим проектным параметрам и отметкам. Локальные решения - заглубление водозаборов, строительство подпорных сооружений, плавучие насосы - все это позволит спокойно и без потерь проходить любые климатические фазы.

Что касается второй части вопроса, приоритет обозначен Водным кодексом: это хозяйственно-бытовое водоснабжение населения.

Как решить проблему заморов рыбы в водоемах

Как проходит в этом году строительство защитных сооружений?

Дмитрий Кириллов: Приоритеты сохраняются, работа продолжается как в регионах Дальнего Востока, так и в других субъектах страны. На ближайшие 3 года (2023-2025 гг.) правительство РФ выделило 15 млрд рублей для строительства сооружений инженерной защиты.

В 2023 году Росводресурсы финансируют 30 таких мероприятий. Несколько объектов, можно сказать, на финишной прямой, например, в Бурятии, Чеченской Республике, Тыве, Пермском крае, Татарстане.

Больше всего работ сосредоточено, как вы знаете, в бассейнах рек ДФО. Там есть некоторые сложности, но рассчитываем, что к 2025 году все сооружения будут построены. Некоторые из них уже сегодня отчасти выполняют свои функции.

Что еще позволяет повышать безопасность в случае экстремального подъема уровня воды? Расчистки сложных участков русел рек, которые в черте населенных пунктов позволяют воде пройти с наименьшими препятствиями. Каждый год удается упростить маршрут воде на протяженности от 100 до 200 км. Следующее важное направление - ремонт имеющихся гидротехнических сооружений: плотин, дамб. Эту работу проводим в рамках государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов". В 2023 году финансируем больше 100 мероприятий в 44 регионах страны.

Санкции повлияли на работу?

Дмитрий Кириллов: Не критично. Мы используем оборудование, которое способна обеспечить российская промышленность.

Какова ситуация с наполнением водохранилищ Крыма?

Дмитрий Кириллов: Водоснабжение населенных пунктов центрального и южного берега Крыма осуществляется из водохранилищ естественного стока, расположенных на реках, сегодня они наполнены на 192,5 млн м3, что больше среднемноголетнего показателя прошлых лет.

Водоснабжение населенных пунктов Восточного Крыма идет за счет водохранилищ системы Северо-Крымского канала. В настоящее время благодаря восстановлению подачи воды из Днепра они заполнены в 2 раза больше, чем в прошлом году - на 58,7 млн м3. Пуск воды по Северо-Крымскому каналу в республику осуществлен 18 марта.

Ранние паводки заставили регионы делать запасы продуктов, чернить лед и думать о запрете на строительство

Планируется ли работа на новых территориях?

Дмитрий Кириллов: Территориальные органы агентства созданы во всех четырех новых субъектах Российской Федерации. Продолжаем комплектовать штат, проводим обучение в Ростовской области на базе нашего научного центра.

Во всех четырех регионах завершаем процедуры водохозяйственного районирования, что необходимо для расчета водохозяйственного баланса. Если проще - сколько воды, какого она качества, из каких источников и для каких целей ее можно использовать.

На 2023 год совместно с коллегами определили ряд приоритетных мероприятий, которые необходимо реализовать. Это расчистки рек Лугань на территории Луганска, реки Кальмиус на территории ДНР и ряд других. Также формируем реестр юридических и физических лиц, осуществляющих использование водных объектов.

Можно предварительно сказать, есть ли на новых территориях дефицит воды?

Дмитрий Кириллов: Это географически и исторически сложившийся факт.

Территории Луганской и Донецкой народных республик всегда были вододефицитными и обводнялись за счет искусственного канала Северский Донец - Донбасс. Сейчас принимаются меры, связанные с подачей воды в регионы из других источников, в первую очередь для обеспечения питьевого водоснабжения.

Ресурсы Инфраструктура Росводресурсы