Четыре года назад она придумала событие, которое сразу откликнулось у коллег из других регионов - по условиям и атмосфере. Теперь на "Сцену" заявляется до пяти десятков театров со всей страны. Отбор проходят самые смелые и оригинальные. Нынче в топе - десять коллективов из Москвы, Петербурга и самых окраин. Впервые в программу попала единственная постановка из глубинки - спектакль-шутка по мотивам ершовского "Конька-Горбунка" от ребят из села Казанское Тюменской области. Председательствует лауреат "Золотой маски", практик социального и инклюзивного театра в России Борис Павлович, которого не удавалось зазвать ранее.
Еще одна изюминка - предшествовавшая фестивалю лаборатория Марфы Горвиц "Когда мама была маленькая" для детей и родителей - за неделю вместе с обычными тюменцами московский режиссер поставила и подарила театральному центру "РяДом" полноценный спектакль. Наконец, самый главный козырь - сразу после показов с оценками и комментариями к артистам нежного возраста выходят такие же зрители. В подобной рефлексии на увиденное и услышанное и рождается нечто настоящее.
Пионерами четвертой "Малой сцены" стали ребята из мастерской "Этти дети" города Красноярска. Пластический спектакль "Сказка о мечте" по мотивам произведения Сержио Бамбарена "Дельфин. Сказка о мечтателе" - про то, что не надо бояться приключений и ошибок. За юными актерами зал следил с придыханием. Многие в персонажах, то бойких, то трусливых, узнавали себя. Тема о смелости как о моторе нашей жизни школьникам понятна: взрослые ворчат на отпрысков "да займитесь вы делом". А если поиск нового и есть то самое дело?!
- Сегодняшних подростков цепляют разные темы - про отношения с родителями, буллинг. Они много занимаются документальным и "свидетельским" театром через сторителлинг. Но и классика заходит: мастерская "Будильник" из Тюмени для исследования природы юношеской любви взяла сонеты Шекспира - интересный ход, - рассуждает Ханжина.
А Борис Павлович выводит формулу удачного спектакля:
- Сравнение в искусстве - вещь странная, а фестиваль - не констатация "что лучше, а что хуже". Когда нам как зрителям дают со сцены не готовые ответы, а просят разобраться в проблеме вместе, значит, работа состоялась!
Вот и куратор "Малой сцены", а в прошлом ее участница Настя Малюшкина подтверждает слова взрослых экспертов: выход под софитами к ровесникам с тем, что волнует, - это как минимум честно и ответственно.