Без нотаций
…Идет урок психологии. Проблема обсуждается вечная - взаимопонимание родителей и детей. Елена Геннадьевна начинает с истории вопроса, а потом "включается" интерактив: учащиеся проигрывают реальную ситуацию - родительское собрание в колледже. В руках "студентов-родителей" - смартфоны, все внимание - гаджетам, а не тому, что говорит "учитель". Старшекурсница Кристина Быковская в роли "классного руководителя" всеми силами пытается приобщить "пап-мам" к обсуждению…
Сразу видно: здесь нет скучающих. Вопросы сыплются градом.
- Одна из задач современной педагогики - вовлечь родителей в процесс обучения, - считает Елена Дудка. - Учитель должен уметь это делать. Как? Нотации неэффективны, для оргвопросов предусмотрены отдельные встречи. Так что учимся вместе.
Кристина Быковская - будущий учитель начальных классов. Готовится к выпуску в июне.
Она не скрывает: замечания и советы Елены Геннадьевны для нее на вес золота.
Вообще у Елены Дудки уникальная особенность - она умеет найти подход к каждому.
- Это настоящий наставник, - говорит преподаватель колледжа Алия Ибраева, в недавнем прошлом ее же студентка. - На втором курсе я пришла к Елене Геннадьевне в кружок на тренинги, было очень интересно. С тех пор я всегда чувствовала ее поддержку. Она направляла меня и когда я готовила в вузе магистерскую диссертацию.
"Это - мое!"
А начинала Елена Дудка в школе поселка Энергетик Оренбургской области - учителем младших классов. Там же, где почти сорок лет учила ребят русскому языку и литературе ее мама - Валентина Дмитриевна Первадчук.
- Первыми в нашей династии стали мои тетушки: одна преподавала словесность в Новгороде, другая была директором Чудовской школы, - поделилась с "РГ" Валентина Дмитриевна. - Во время войны их еще детьми эвакуировали в поселок Березовка Кваркенского района Оренбургской области. После семилетки пошли работать в школу, окончили институт. Глядя на них - молодых, красивых, энергичных, - мы с сестрой тоже решили, что будем поступать в педагогический.
Валентина Первадчук работала не просто учителем - организатором внеклассной работы. А что это значит? С утра и до ночи в школе. Все на глазах у дочек - Лены и Наташи. Те росли самостоятельными. Лена окончила музыкальную школу, в хоре пела, стихи читала, была командиром отряда.
- Для меня она всегда была помощницей, - рассказывает мама. - Помню, как-то задержалась, а Лена уже сварила свой первый борщ. Вместе с сестрой они решили, что Наташа наводит чистоту, а Лена готовит.
Наташа тоже в педагогике - воспитатель детсада. Вообще династия складывалась из четырех веточек: родителей по линии матери и по линии отца, во всех из них представлены педагоги со стажем работы в 25-50 лет.
Бабушка Елены Геннадьевны со стороны отца - участница Великой Отечественной войны. Нина Сидоровна Первадчук четверть века проработала в детском саду Кваркено, стала там заведующей.
- Мои бабушка с дедом познакомились в агитбригаде, когда комсомольцами ходили по селам с выступлениями. Дед читал лекции о международном положении, а бабушка - стихи и юморески. Ее приданым стали две шинели. Вместе переносили тяготы, вместе участвовали в освоении целины. Были очень скромными и стойкими, - делится Елена Дудка.
Сестры ее отца и мамы тоже педагоги. Свекровь отработала логопедом более сорока лет в детсадах Орска. Троюродный брат отца - профессор Пермского национального исследовательского политехнического университета со стажем работы в 51 год... Этот список можно продолжать долго.
Представительница нового поколения династии - племянница Елены - Дарья Проскурнова тоже выбрала профессию педагога: преподает английский язык в лицее при Магнитогорском государственном техническом университете.
- Я выросла среди учителей, - делится Дарья. - После своих четырех уроков сидела еще парочку на последней парте у бабушки, бывала на уроке у тети в колледже, - вспоминает Дарья. - Педагогика - это нелегкий труд. Но всякий раз захожу в класс и понимаю: это - мое!
Вернуться к истокам
Чем сильны учительские династии? У Елены Дудки есть четкий ответ.
- Династия помогает найти себя в профессии, ведь мы психологически готовы к работе педагога и не боимся трудностей, - считает она.
А учителям действительно приходится непросто. Современные дети с первого урока "сканируют" педагога: оценивают внешность, наблюдают за поведением, судят по поступкам.
- Учитель должен избегать крайностей. Своим вопросом нельзя задеть ребенка, но нельзя и давать ему возможность нарушить субординацию, - считает Елена Геннадьевна.
Конфликты родителей и педагогов тоже сказываются на детях: одним образ учителя помогает успешно двигаться дальше, а других может разочаровать. Если в семье и школе ребенку не объяснили границ допустимого, то его негативное отношение принимает искаженную форму. Отсюда неуместные шутки, видео, анекдоты...
Пандемия коронавируса показала, насколько важна профессия учителя, которые следом за врачами оказались на передовой. Признание особого статуса педагога, повышение престижа профессии учителя, возвращение к лучшим отечественным традициям в области педагогики Елена Дудка считает очень своевременным.
- Отечественная педагогика - сильнейшая школа, опыт которой всегда был востребован, - подчеркивает она. - Развивать свое всегда лучше, чем слепо копировать чужое.