28.03.2023 14:33
Ярославль

Новый турмаршрут "Льняная дорога" охватит 90 городов и поселков

Текст:  Элина Труханова
Российская газета - Экономика Центрального округа: №65 (9010)
Новый туристический маршрут "Льняная дорога" охватит 90 городов и поселков трех федеральных округов
Продвижение продукции из льна - одна из задач, которую можно решить при помощи турпроекта. / Владимир Смирнов
Читать на сайте RG.RU

Привлечь внимание россиян к регионам, где традиционно растили и перерабатывали лен, напомнить, почему важно, несмотря ни на что, сохранять отечественную культуру льноводства, а заодно показать, какой суперсовременной может быть сшитая из льняной ткани вещь, планируют разработчики нового межрегионального культурно-образовательного турпроекта - Фонд развития малых исторических городов и Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ.

"Лен - это что-то интересное"

- Я 25 лет в туризме, какими только проектами не занимался, но впервые задумался о том, насколько туризм вообще полезен, кому нужен, в каком случае турист помогает городу, поселку, территории, куда он приезжает, - признался один из авторов проекта "Льняная дорога", генеральный директор Фонда развития малых исторических городов Юрий Щегольков. - Есть такое расхожее мнение, что туристы - это всегда очень хорошо для территории, а когда начинаешь изучать вопрос, выясняется, что туроператоры часто не зарегистрированы в тех местах, куда они привозят туристов, то есть налоги не платят совсем, и очень часто это Москва. И даже кажущиеся успешными города, где туристов много, не всегда получают от туризма заметную финансовую отдачу. Поэтому, когда мы придумали "Льняную дорогу", мы задумались в первую очередь о том, что надо помогать тем местам, где когда-то было развито льнопроизводство, и это касается всего: сельского хозяйства, промышленности, культуры, искусства.

По мнению авторов проекта, лен и льноводство, имеющие колоссальное значение в истории, экономике и культуре России, просто обязаны быть отражены в культурно-исторических и образовательных туристских продуктах и маршрутах. А этому, в свою очередь, должно способствовать объединение территорий, где традиционно выращивали и перерабатывали лен.

В планах команды проекта - охватить около 90 городов и поселков Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов России, прежде всего Ярославской, Смоленской, Тверской, Ивановской, Костромской, Московской, Вологодской, Новгородской, Псковской и Нижегородской областей.

Из льна производят не только ткани, но и масло, лекарство, кремы, лаки, краски, бинты и даже порох

- Проехав все эти города, мы понимаем, как это будет функционировать, чтобы это было действительно выгодно и для людей, которые работают в этой сфере, стараются что-то сохранить, и для муниципалитетов, пытающихся привлекать средства, инвестиции, людей. Чтобы это было выгодно в конечном счете нашей стране, - продолжает Юрий Щегольков. - Задача, которую мы ставим перед собой, - всяческое пропагандирование темы, чтобы люди понимали, что лен - это что-то интересное, что это повод для посещения малого города.

Гендиректор Фонда развития малых исторических городов подчеркивает: для муниципалитетов это все "бесплатная история", то есть за членство в некоммерческой ассоциации городов - участников проекта "Льняная дорога", которая, предположительно, будет создана в июне, платить им не придется. Но благодаря созданию общей платформы можно будет консолидировать заявки для участия в самых разных грантовых проектах, поскольку таким образом финансовую поддержку получить проще, чем поодиночке. Сейчас, например, команда проекта оформляет для 10 музеев общую заявку примерно на два миллиона рублей.

Вдруг вырастет предприниматель

Кстати, тему льняного туризма одним из первых поддержал тверской город Бежецк. В Бежецком районе, бывшем когда-то в стране в числе лидеров по сбору льна, от былой льноводческой славы не осталось ничего. Как и в большинстве других регионов страны. И память об этапах создания "северного шелка", и небольшие производства на территориях поддерживают, по большому счету, в основном энтузиасты.

Разработки студентов и ученых ДВФУ улучшают сферу IT, туризма и медицины

- Одна учительница в Бежецке, услышав про наш проект, захотела организовать музей льнодороги. Она собирала сделанные на льне уникальные вышивки XIX века, в том числе вышитые храмы, собирала их по деревням. К ней присоединился бывший директор льнозавода, руководивший предприятием в 1970-е годы, очень уже пожилой человек. Они посеяли два гектара льна и в прошлом году в мае открыли маленький сельский музей в умирающей деревне, - рассказывает Щегольков. - И я могу сказать, что по количеству посетителей они уже обошли главный музей Бежецка - мемориально-литературный и краеведческий. Они провели несколько праздников, у них программа расписана на полгода вперед. И эти два человека ранее никогда не занимались туризмом.

Музейщики признают, что интерес к сложному процессу производства льняных тканей и прочей льняной продукции у туристов, особенно детей, огромный. Поэтому музеи стараются включать в свои программы интерактив, чтобы посетители могли, например, получить из льняных стеблей кудель (пряжу), а потом попробовать сделать из нее нити и так далее. Два года назад такой абсолютно новый небольшой музей появился в самом центре Ярославля. И теперь это тоже примечательная точка на Льняной дороге.

Очень молодой руководитель музея Мария Маркова рассказывает, что в таком растении, как лен, "открыла для себя целую вселенную". И сегодня она дает возможность открыть эту вселенную всем остальным: в ее интерактивном музее лен посетители мнут, треплют, чешут, прядут, делают нити и тут же пытаются ткать из них полотно. Больше того, она уже успела провести праздник посева льна, то есть договорилась с тутаевским предпринимателем, после чего счастливые взрослые и дети разбросали 60 килограммов льносемян по вспаханному полю. А еще она проводит мастер-классы для детей в школах, надеясь, что, "возможно, из них в будущем вырастет предприниматель и откроет льнопроизводство".

Интерес к процессу производства льняных тканей у туристов огромный

- Изначально, когда я создавала этот музей, у меня была мечта пробудить интерес современного человека к развитию именно льнопромышленности. Я мечтаю, что найдется какой-то классный богатый предприниматель и восстановит это все, потому что льнозаводы находятся в умирающем, плачевном состоянии. Хотя лен - совершенно необыкновенное растение, из которого производят не только ткани, но и масло, лекарства, кремы, лаки, краски, бинты, порох, - рассказывает Мария. Она считает своей личной миссией возрождение и сохранение народных традиций, промыслов и передачу всего этого богатства современному поколению.

Пальто из льна

Но вот экскурсий на немногочисленные оставшиеся льноперерабатывающие предприятия авторы проекта не обещают: слишком опасное это производство. Например, неподалеку от деревни Мартыново Мышкинского района Ярославской области, где почти 30 лет работает этнографический музей кацкарей, есть действующий льнозавод, но все этапы машинной обработки льна на старом оборудовании 1950-1980-х (!) годов, музейщики предлагают пока рассматривать только на фото. Погрузиться в льняные струшненья (по-кацки - "заботы", "хлопоты") можно только в ручном варианте.

Производство текстильных изделий в России выросло на 8 процентов

- На заводе очень пыльно, шумно и травмоопасно. Никто из гидов и турфирм и я как экскурсовод просто не отважимся привести группу на льнозавод, - объясняет ученый секретарь музея кацкарей Сергей Темняткин.

Однако вариант, по его словам, есть: несколько неиспользуемых станков 1950-х годов можно разместить в помещении музея и с соблюдением всех правил безопасности демонстрировать их работу посетителям.

Впрочем, одна из главных задач проекта - показать современность материала с историей в тысячи лет. К примеру, молодая мама двух детей Мария Федорова из Ярославля создала собственный бренд льняной одежды: потребовалась гипоаллергенная одежда для детей, и она сама начала ее шить, находясь в декретном отпуске. И сегодня ее маленькая семейная компания производит не только модные платья, рубашки и брюки, но даже куртки и пальто.

- Мы - одно из звеньев льняной цепочки. То есть это все тот же лен, но новое его прочтение. Мы доказываем, что на лен можно смотреть по-другому, - говорит Мария. - Причем мы шьем исключительно из российского льна, покупаем ткани в Костроме. И хотим дальше поддерживать российских производителей.

По мнению Юрия Щеголькова, чем больше станут популяризировать "историю про лен", тем больше все, кто занимается его производством, туризмом, развитием музеев, сохранением народных традиций, привлекут к себе внимания и ресурсов.

- У нас уже есть наметки и с Беларусью, им тоже все это интересно. И я надеюсь, что уже осенью мы заключим соглашение о том, что появится единая линия от Беларуси до Нижнего Новгорода из 20-25 городов. Мы проведем все учебные семинары и будем находить первые деньги, которые нужны для развития этого маршрута, - сообщил руководитель Фонда развития малых исторических городов.

Компетентно

Ольга Ойнер, профессор департамента маркетинга ВШБ:

- На протяжении нескольких веков Россия была главным поставщиком льна в мире. Сейчас вместе с закрытыми комбинатами и сократившимися посевами льна приходят в упадок и исторические города, которые были центрами льнопроизводства. Для меня этот проект интересен не только исследовательской частью, но и возможностью посетить российскую глубинку, ее исторические памятники, поучаствовать вместе с интересными людьми в гуманитарной миссии.

Дмитрий Цапук, научный координатор проекта "Льняная дорога", доцент МГЛУ:

- Лен - это огромный пласт истории, культуры и экономики России на протяжении многих веков. Очень важно не только сохранить значительную часть этого наследия, но и использовать его для поиска новых точек и смыслов развития малых исторических городов. Значение туризма здесь сложно переоценить, и мы надеемся внести свою лепту в этом направлении.

Наталья Булах, исполнительный директор Союза городов Золотого кольца:

- Мы сразу поддержали проект, потому что многие города Золотого кольца тоже связывает льняная тема. Это мануфактуры в Ярославле и Костроме. Иваново - вообще наша текстильная столица. Но, к сожалению, льняная тема уходит сейчас. К примеру, мы искали материалы о льнокомбинате "Рольма", работавшем в Ростове Великом, и смогли найти образцы тканей только в Ростовском кремле. Многое осталось исключительно в музеях. Но нас интересует не только история, но и те люди, которые сегодня занимаются исконным русским промыслом, развивают производства пряжи, тканей, льняной одежды, доказывая, что лен продолжает оставаться современным и востребованным.

Ярославль