Покупки в зарубежных интернет-магазинах сократились до 177 млрд рублей, а их доля в общем объеме интернет-торговли - до 3,6%. Годом ранее, в 2021 году, российские граждане приобрели товаров почти на 477 млрд рублей, что составляло 13%. С февраля - марта прошлого года 98% всех зарубежных заказов приходится на AliExpress. Начал развивать направление Global и российский маркетплейс Ozon.
Более половины товаров потребители регулярно покупают онлайн. Сегмент электронной коммерции вырос почти на треть, а Россия стала мировым лидером по темпам прироста онлайн-продаж продукции повседневного спроса. Региональные запросы превзошли по доле столичные, а e-ретейлеры стали сопоставимы с ведущими рекламными платформами по охвату и медийному инвентарю, отмечает руководитель стратегических решений в сфере электронных медиа Group4Media Оксана Лобастова.
Москва еще два года назад обеспечивала более четверти всех покупок в интернете, теперь на город приходится 19,4% от онлайн-заказов, рассказали в АКИТ. В топ-10 регионов вошли Московская область - 10,7%, Санкт-Петербург - 7%, Краснодарский край - 4,7%, Ростовская область - 2,6%, Свердловская область - 2,6%, Нижегородская область - 2,1%, Воронежская область - 2%, Самарская область - 2%, Красноярский край - 1,8%.
"Причем Воронеж ворвался в рейтинг неожиданно стремительно: в предыдущие годы, и даже еще в первом полугодии 2022 года, он был лишь на 15-м месте, однако в годовом рейтинге этот регион вытеснил Татарстан, опередив Самару и Красноярск", - отметил Соколов.
Покупателя и онлайн-ретейл сблизили потрясения прошлых лет, считает Лобастова. "Эти события не только заставили новую аудиторию открыть для себя интернет-магазины, но и воспитали преданных клиентов онлайн-шопинга. По мере быстрого развития сервисов с точки зрения удобства поиска товаров, конкурентной цены, простоты оформления заказа и его получения сторонников регулярного онлайн-шопинга становится все больше", - пояснила маркетолог.
На протяжении последних нескольких лет начиная с 2020 года топ-5 популярных товаров остается неизменным и продажи в этих категориях формируют 75% всего объема интернет-торговли, добавили в АКИТ. По итогам 2022 года на первом месте по популярности у россиян находится электроника и бытовая техника - 22% в общем объеме продаж, далее следует мебель и товары для дома - 18,3%, одежда и обувь - 14,5%, продукты питания - 13,2%, товары для красоты и здоровья - 7,7%.
Причем рейтинг именно в таком виде сформировался после ковидных ограничений. Ранее категория мебель и товары для дома не оказывала какого-либо влияния на общие объемы продаж электронной коммерции, а когда российские граждане стали охотнее инвестировать в домашний уют, показала стремительный рост. В 2022 году категория немногим уступает бессменному лидеру продаж - технике, а в ряде регионов, например, в Санкт-Петербурге, оказалась на первой строчке, отметил Соколов.
По данным Group4Media, сегмент продуктов питания и сервисов доставки за минувший год удвоил продажи и продемонстрировал "бодрый старт" в начале этого года. Уже в январе, месяце традиционного спада заказов в онлайне, рост продаж год к году составил 33%, а сезонный спад в сравнении с декабрем - всего 4%.
В прошлом году на Ozon доля покупок региональных пользователей выросла на 2% и составила 66%. Самая популярная категория маркетплейса - товары повседневного спроса. Они составили 80% среди наиболее частых покупок в сезон распродаж. Следом идет бытовая химия. Также быстро растут категории товаров для автомобилей и мотоциклов, строительства и ремонта, спорта и животных.
"В этом году россияне стали значительно чаще оформлять посылки из-за рубежа, число заказов выросло в четыре раза в сравнении с прошлым годом. Чаще всего россияне заказывают товары из Китая, Турции, Казахстана, Беларуси и Киргизии. В 2022 году Ozon открыл представительства в Турции, Китае и Киргизии для привлечения новых продавцов и расширения ассортимента", - отметили в пресс-службе компании.
По данным "Яндекс Маркета" и GfK, доля онлайн-покупателей среди жителей России в возрасте 16-55 лет в 2022 году составила 58%. В крупных и средних городах их около 65%. В малых городах и селах - 48%. При этом в странах с наиболее развитой интернет-торговлей этот показатель может достигать 70-80%.