Министр экономического развития Ставрополья Денис Полюбин заявил, что ярмарки становятся все популярнее у производителей продукции и покупателей: "Министерство работает с властями муниципалитетов над тем, чтобы в населенных пунктах открывали дополнительные ярмарки. Это позволит нивелировать волатильность цен и обеспечить доступность ставропольской продукции. Сейчас в крае ярмарочных площадей свыше 500 - вдвое больше, чем в 2021 году. Мы ориентируем муниципальные власти и производителей искать торговые места рядом с крупными гипермаркетами, супермаркетами, чтобы разделить трафик".
Полюбин добавил, что министерство рассматривает возможность оформить ярмарки в едином узнаваемом стиле. Впрочем, некоторые продавцы и сейчас уделяют много внимания своим торговым местам. Для них это не просто точка продажи - стоя за прилавками, они ближе знакомятся с покупателями и понимают, на какой товар есть спрос.
- Я с удовольствием рассказываю о своих пчелах и о том, какой мед они делают. Покупатели удивляются, многие даже не знают, что на Ставрополье есть пасеки, - говорит Любовь Ведьмецкая из Кочубеевского района.
Предприниматель рассказала, что продает мед и через соцсети. Иногда покупают даже рамки сот, чтобы потом отправить их на север России или за границу. Были заказчики из Италии и Германии. Но основной доход приносят именно ярмарки.
Кстати, некоторые торгуют здесь еженедельно. Анна Антонова реализует мясную продукции местного предприятия: в будние дни она продает ее на рынке, а в выходные - на ярмарке. Анна считает, что такая торговая система удобна клиентам. Однако в крупных городах, по ее мнению, не стоит менять место проведения ярмарок каждую неделю.
- В городах ярмарки не всегда проходят в одном и том же месте, бывает, неделю мы стоим на одной площадке, а следующую - уже на другой. Покупатели жалуются, что не всегда знают, где и когда пройдет очередная ярмарка. Если бы в Ставрополе ярмарки организовывали на трех постоянных площадках, торговля шла бы лучше. Например, их можно проводить возле Цирка и Дома торговли: эти локации находятся в разных частях города. Люди приезжали бы туда целенаправленно, если бы знали, что там точно проходит ярмарка, - считает Антонова.
Директор Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, член Общественной палаты РФ Азамат Тлисов полагает, что ярмарки - компромиссный вариант торговли, удобный абсолютно всем: продавцы получают гарантированный поток покупателей, клиенты - свежую продукцию по низкой цене. К тому же этот формат не конкурирует с другими видами дистрибуции, например с сетями или интернет-площадками. Торговля выходного дня больше похожа на распродажи в супермаркетах.
При этом эксперт отмечает, что ярмарки могут приносить еще больше пользы в первую очередь малым производителям, которые не могут поставлять продукты на полки сетевых магазинов.
- Нужно каталогизировать компании и их продукцию, централизованно выпускать информационные буклеты или материалы для размещения в интернете, - уверен Тлисов. - В них могут содержаться данные о производителях, предприятиях, основные характеристики продукции, контакты. Это позволит покупателям в дальнейшем находить полюбившийся товар и без ярмарок. .
Ярмарки дают возможность купить продукты дешевле, чем в магазинах. Это важно, поскольку годовая продовольственная инфляция на Ставрополье в феврале превысила 11 процентов. Стоимость минимального овощного ("борщевого") набора сейчас составляет 116 рублей, с начала года она выросла на 11 рублей.
Причиной тому отчасти является сезонный фактор. Да и производители вынуждены перекладывать на покупателей часть издержек, которые также выросли. Удорожание еще нескольких видов продукции связано с внешнеэкономическими факторами. Напри- мер, основные страны - экспортеры лука - Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, где власти запретили экспорт из-за неурожая.
Помимо этого, из-за изменений в работе тепличных хозяйств на рынок стало поступать меньше огурцов. Стоит отметить, что и затраты на их выращивание выросли из-за похолодания и повышения тарифов на отопление и электроэнергию. Поэтому цены на огурцы резко подскочили.