Наира Гевондян: Алиментные платежи у нас всегда стоят на особом контроле, так как здесь затронуты интересы несовершеннолетних. За прошлый год почти в два раза больше вынесено постановлений об обращении взысканий на заработную плату должника - порядка 295 тысяч производств.
Почти в 10 раз увеличилось количество вынесенных постановлений об обращении взыскания на расчетные счета должника, находящиеся в банках и в кредитных организациях. К административной ответственности в прошлом году было привлечено 2854 должника, к уголовной - 1500 человек, более 27 тысяч человек были ограничены в праве выезда за рубеж. Вот за счет этого и произошло увеличение.
А штат приставов вырос за это время?
Наира Гевондян: Штатная структура не изменилась, количество судебных приставов, осталось примерно таким же. Но по сложившейся практике мы ставим на эту категорию взысканий самых опытных сотрудников. К тому же одноментно у них в работе 300-350 исполнительных производств.
Для сравнения, пристав, который ведет административные штрафы или занимается взысканием с физических лиц, имеет в работе 3-5 тысяч производств. Это делается для того, чтобы пристав имел возможность индивидуально работать с каждым должником по алиментам, потому что, повторю, это в интересах детей.
Пристав получает документы и возбуждает исполнительное производство. Какие шаги он предпринимает и как взыскатель алиментов может помочь приставу и ускорить процесс?
Наира Гевондян: Хотя законом на нас и не возложена оперативно-розыскная деятельность, фактически каждый пристав ее осуществляет: направляет запросы в регистрирующие органы об имеющихся счетах, имуществе, транспорте, недвижимости. Связываемся с истцом по судебному акту, получаем информацию об адресах проживания, месте неофициальной работы и прочее.
И вот здесь важный момент - взыскатель должен дать максимальную информацию о должнике, чтобы мы могли не дожидаться ответа из регистрирующих органов. Например, нам сообщают место работы, и мы можем день в день сделать расчет задолженности и вынести постановление об обращении взыскания на заработную плату.
Еще один совет взыскателю касается определения размера алиментов. Лучше всего истцу заявить такую формулировку, которая может показаться сложной, но она правильная: обратить взыскание на заработную плату и иные доходы в размере доли, которая причитается ребенку, но не менее, чем такая-то сумма ежемесячно.
По Семейному кодексу установлены доли взыскания - одна четвертая доходов на одного ребенка, одна третья - если двое детей. И должник намеренно устраивается на официальную зарплату в условные 10 тысяч, платит 2500, и он формально свои обязательства выполнил.
Другой вариант - договорились по суду о твердой сумме в 10 тысяч рублей, а он получает зарплату гораздо большую. Поэтому комбинация двух вариантов - и доли, и твердой суммы - наиболее отвечает интересам ребенка.
Мы привыкли, что должник - это нерадивый папаша без стабильных доходов. Но на днях вышла новость о том, что 27-летняя мамаша оставила ребенка опекуну, вышла замуж, сменила фамилию и уехала в Москву. Где, судя по всему, не бедствует: после беседы с судебными приставами оплатила сразу всю сумму - один миллион 48 тысяч рублей. Привычный портрет "алиментщика" изменился?
Наира Гевондян: Пожалуй, да. Раньше в большинстве случаев взыскателем была женщина, но в последние года три тенденция меняется, гораздо большее количество детей остаются на содержании у отцов. Больше стало исков и от опекунов, в том числе дедушек и бабушек, когда родителей лишают родительских прав.
Есть иски и от родителей к детям, но их очень мало. Наверное, это хорошо, это значит, что все-таки о родителях мы заботимся в добровольном порядке.
И далеко не всегда должник сам испытывает материальные затруднения. Часто бывает, что придет на прием мужчина - холеный, дорого одетый. При этом формально безработный, недвижимость записана на маме, машина на папе, а расплачивается бабушкиной банковской карточкой.
И что делать приставу в таком случае?
Наира Гевондян: Применять творческий подход, на самом деле. Когда все шаблонные варианты отработаны, а результата нет, то приходится придумывать нестандартные способы.
Наши приставы отслеживают объявления о продаже авто, земельных участков или недвижимости, приходят под видом покупателей, изучают документы. Потом составляем протокол, объясняем, что за неисполнение обязанностей по содержанию ребенка предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
Одного должника, который скрывался от судебных приставов и не являлся на прием, наши сотрудники встретили в роддоме, где он принимал участие в партнерских родах нового наследника вместе с новой супругой, и, поздравив, доставили в отделение судебных приставов для дачи объяснений о причинах неуплаты алиментов и составления рапорта о привлечении должника к уголовной ответственности, а это либо исправительные работы, либо лишение свободы. В прошлом году, например, по статье 157 УК РФ (Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) лишены свободы 102 человека. С начала 2023 года - 5 человек. Зачастую ознакомление с этой информацией благотворно влияет на должников.
А какие-то советы другой стороне - должникам - вы могли бы дать?
Наира Гевондян: Во-первых, должна выплачиваться вся сумма, определенная судом, и если человек платит, скажем, пять тысяч из десяти положенных, то это - ненадлежащее исполнение. Во-вторых, на каждый платеж, которые не совершен в срок, начисляется исполнительский сбор - ежемесячно семь процентов от суммы, подлежащей уплате.
Еще бывают ситуации, когда стороны меняются местами: ребенок жил с матерью после развода, она взыскивала алименты с отца, ребенок подрос и принял решение, что хочет жить с отцом. Если произошло изменение жизненной ситуации, необходимо обращаться в суд, потому что обязательство как таковое само по себе не прекратится. Необходимо в судебном порядке доказать, что ребенок сейчас проживает с вами, опека проведет проверку, и алиментные обязательства решением суда будут прекращены. В том же судебном заседании отец сможет подать встречное требование и стать взыскателем.
И еще совет потенциальным должникам, тем родителям, которые добросовестно платят алименты - максимально формально закреплять передачу денежных средств бывшему супругу. Если это наличные деньги - то расписка. Если перевод - то обязательно указать назначение платежа (алименты за такой то период, на покупку одежды, на оплату репетитора). Бывают, к сожалению, случаи, когда отношения бывших супругов меняются в худшую сторону, и один из них может заявить о задолженности. И если у отца нет документов, подтверждающих, что он все эти годы исправно платил положенное, то мы производим расчет задолженности за три года, должник сможет уменьшить эту сумму только в суде, но и там ему понадобятся документы.
Получается, что в этой категории дел, при всей их серьезности, большую роль играют эмоции участников?
Наира Гевондян: Да, важен человеческий фактор, играет роль эмоциональная составляющая в отношениях бывших супругов, часто продолжают копиться взаимные обиды, возникают новые обвинения. В этой категории дел все быстро меняется. Но бывает и такое - приходим на адрес к должнику, а нам двери открывает… его взыскатель. Выясняется, что бывшие супруги съехались и живут душа в душу, а нас просто не уведомили о восстановлении ячейки общества и не забрали исполнительный документ. А мы по нему работаем…
С учетом такого эмоционального накала, наверное, особенно трудно работать приставам?
Наира Гевондян: Есть такое. Нужна и житейская мудрость, и знание психологии, и терпение. Большая часть приставов, работающих по этой категории дел - сотрудники с большим стажем. Моя коллега больше двадцати лет занималась алиментами. Всех "своих" знала по именам, и говорила, что у нее есть должники, на содержание которых она взыскивала деньги с их отцов. Часто людям просто хочется выговориться, пожаловаться на "бывшего", на обстоятельства. Кажется, на это и времени у нас нет, когда идет прием, но все же мы - государственные служащие, мы обязаны каждого человека принять так, как будто он у нас единственный.
Кстати
В 2022 году взысканная приставами Свердловской области сумма по всем категориям дел составила 28 миллиардов 869 млн. рублей. Также в федеральный бюджет перечислено 984 941 рублей исполнительского сбора (штрафная санкция, которая выносится в случае, если должник не исполняет требования в срок, отведенный для добровольного исполнения).