Для Александринского театра гастроли в Москве - всегда большое событие. Как вы отбирали спектакли и что привезете в столицу на этот раз?
Валерий Фокин: Любые гастроли для нас, конечно, экзамен, а гастроли в Москве - особенно. Мы знаем, что нас здесь ждут, любят, и это очень важно. Наши приезды традиционны: у нас существует очень правильная, как мне кажется, договоренность с МХТ им. Чехова - когда-то она была достигнута еще с Олегом Павловичем Табаковым, потом прервалась, но сейчас снова возобновилась. На легендарной сцене сыграем три последних премьеры: "Отелло" главного режиссера Александринского театра Николая Рощина, "Процесс" по Кафке в постановке Аттилы Виднянского и "Тварь" Никиты Кобелева по мотивам "Мелкого беса" Федора Сологуба. Все эти спектакли сделаны разными режиссерами - это и разница стиля, и разница в возрасте.
Вообще художественное разнообразие - один из принципов Дней Александринского театра, но тут важно понимать, что разнообразие - это не всеядность. Важны интерпретации, необычный, интересный подход. Вот как раз с этой точки зрения эти три постановки любопытны.
Вы впервые проводите Дни Александринки, говоря по-театральному, в два акта…
Валерий Фокин: Да, в июне мы должны показать в Москве мой спектакль "1881" - об окончании правления Александра II и восхождении на престол Александра III. Сейчас у нас идут довольно трудные переговоры с Большим театром - договоренность есть, но технически условия Большого не очень позволяют нам играть эту премьеру, так как в ней особая сценография: играем мы в середине партера, а не на сцене. Мы пытаемся эти сложности преодолеть, и я надеюсь, преодолеем. Но если нет - сыграем не в Большом театре, а где-то еще.
Я думаю, что "1881" надо обязательно показать в Москве - знаю, что его очень ждут, на него в Петербург приезжают из самых разных городов, и из Москвы в том числе. И дело не в том, что это моя премьера, а в том, что это общественно значимый спектакль, в нем затронуты вопросы нашего сегодняшнего бытия и затронуты они на историческом материале. Поэтому мы в любом случае обязательно привезем его в столицу.
Александринка, вопреки всем обстоятельствам, сохранила многие международные контакты. Вы провели Дни своего театра в Сербии, совсем недавно вышла ваша премьера "REX" в Национальном театре Венгрии в рамках Театральной Олимпиады. Как это удается?
Валерий Фокин: Благодаря многолетним дружеским отношениям. И до меня, и при мне - а в этом году исполняется 20 лет моей работы худруком - у Александринского театра было налажено огромное количество контактов, но в силу сегодняшней ситуации они, конечно, поутихли и отложились в сторону. Есть театры, которые могут - не говорю "хотят", потому что хотят, между прочим, все! - продолжать с нами отношения, потому что это возможно. И чем больше таких связей - тем лучше.
Нашей дружбе с Венгрией уже больше десяти лет, худрук Национального театра Венгрии Аттила Виднянский поставил в Петербурге два спектакля, и я уже второй раз ставлю в Будапеште - в марте вышла премьера "REX" по рассказу Кирилла Фокина, до этого ставил Достоевского. У нас и обмены гастролями, и совместное участие в фестивалях. Да, Венгрия - член Евросоюза, страна живущая, так сказать, в определенном регламенте, но отношения у нас с ней, к счастью, другие. Так же как и с Сербией. Так же как и зарождающаяся сейчас дружба с Арменией - впервые, надо сказать. Мы тоже провели там Дни Александринского театра и сейчас продолжаем активно сотрудничать.
Вообще, знаете, мы отказываемся от позиции - только гастроли. Нет, Дни - это кроме спектаклей еще и масса событий: встречи, лекции, мастер-классы. Так было в Сербии и Армении, так будет и в Москве. Главное - мы обсуждаем, дискутируем, особенно - с молодежью. Вопрос нашего будущего всегда, но особенно сегодня, это очень важный вопрос.
Полтора года назад Александринский театр создал Ассоциацию национальных театров России. К ним сейчас особое внимание…
Валерий Фокин: Национальные театры - это не просто театры, которые играют на своем языке. Это духовные дома, в которых происходит не только общение, но и хранится память, история. Сейчас в Ассоциацию входят около 40 театров, а всего по стране их 70. И что невероятно важно: все они - Россия. Это уникальный пример, когда в одной стране столько национальностей, которые, с одной стороны, объединены вместе, а с другой, сохраняют свою культуру, являясь при этом частью нашей большой семьи, русскими людьми.
Знаете, многие годы национальные театры были немножко такой вывеской, неким фонтаном "Дружба народов" на ВДНХ, но нет - это действительно очень живые, настоящие места, где идет своя творческая жизнь. Недавно мы выпустили на нашей Другой сцене интересный интерактивный проект "Шекспир. Сонеты" - вместе с Альметьевским театром и Марийской драмой им. Шкетана. Классика читали на трех языках. Мне кажется, это хороший пример нашего взаимодействия и совместной творческой работы. И мы будем это продолжать.
Кстати
Одновременно с гастролями Александринского театра в Москве - с 31 марта по 8 апреля в Петербурге пройдут большие гастроли МХТ им. Чехова, приуроченные к грядущему 125-летию театра. На двух сценах Александринского театра МХТ представит 8 спектаклей: четыре на Основной сцене и четыре на Новой. Среди них и последние премьеры, и новые версии старых хитов.
"Александринка" на Основной сцене МХТ им. Чехова в Москве:
- 1 и 2 апреля - "Отелло", реж. Николай Рощин. Шекспировская история, прочитанная человеком XXI века.
- 5 апреля - "Процесс", реж. Аттила Виднянский. Абсурдный мир Кафки в версии одного из ведущих европейских режиссеров.
- 7 и 8 апреля - "Тварь", реж. Никита Кобелев. Черно-белый спектакль, в котором главного злодея и карикатуру на десяток литературных героев играет Иван Ефремов.
МХТ Чехова на Основной и Новой сценах "Александринки" в Петербурге:
- 31 марта и 1 апреля - "Дядя Ваня", реж. Денис Азаров. Что если отнестись с иронией к вечным страданиям героев вечной чеховской истории про вечное одиночество?
- 1 и 2 апреля - "Игра в "Городки"", реж. Юрий Стоянов. Смешные и грустные рассказы Стоянова читают артисты театра и сам автор
- 2 апреля - "№13D", реж. Владимир Машков. Комедия положений, новая версия легендарного спектакля.
- 3 апреля - "Друг мой", реж. Петр Шерешевский. (Новая сцена). Путешествие двух друзей по ночному городу, в котором есть и мистика, и чудеса.
- 4 и 5 апреля - "Не покидай свою планету", реж Виктор Крамер. Фантазия по "Маленькому принцу" Экзюпери с участием кинетических объектов и последних достижений в области видео-арта.
- 5 и 6 апреля - "350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025", реж. Константин Богомолов. (Новая сцена). Комедия семейной жизни в парадоксах Вуди Аллена и интеллектуальных провокациях режиссера-постановщика.
- 7 апреля - "Чрево", реж. Андрей Гончаров (Новая сцена). Спектакль по ранней прозе Евгения Замятина, вышедшего из Серебряного века.
- 7 и 8 апреля - "Враки или Завещание барона Мюнхгаузена", реж. Виктор Крамер. (Новая сцена). Реальный и воображаемый барон становится героем пьесы Виктора Крамера, написанной при участии Константина Хабенского.