Туристические маршруты в границах своей территории нефтехимический комбинат в Тобольске развивает с 2019 года, но впервые принимать гостей начали еще в 2015-м. Начальник управления по реализации социально-экономических проектов Елена Бельская пояснила, что экскурсиями занялись в ответ на социальный вызов: горожане беспокоились из-за соседства, требовалось открыть шлагбаум для любопытных. Школьники, студенты, деловые партнеры, инклюзивные группы - когда могут, принимают всех. При этом, подчеркнула Бельская, площадка нефтехима не объект круглосуточного и круглогодичного показа: есть внутренние процессы, которые никогда не перестроятся под задачи промтуризма. Например, если идет ремонт, гостей не пустят, и точка.
Для стеклотарного завода в поселке Богандинском промтуризм совершенно новая задача. Первые группы сюда приехали в середине прошлого лета, но заинтересованность в этом у производственников огромная.
- Мы готовы повышать инвестиционную привлекательность, заниматься профориентацией молодежи и демонстрировать собственный зеленый имидж, - заявляет специалист Екатерина Гришина.
Жаждут общаться с экскурсантами на фанерном и трубном заводах, а также в компании по выпуску профилированного листа. И даже те, кто поначалу с предубеждением относился к акселератору, теперь меняют мнение. Более того, начинают видеть в туристах потребителей своей продукции. Так, Виктор Перекрестов, выступивший от имени завода гофротруб, анонсировал выпуск плавающих модулей для туристов-любителей, разработку цельных турмаршрутов на этих плавсредствах и в дальнейшем демонстрацию производства.
Пока компании думают, становиться им открытыми или нет, местные туроператоры заявляют: общественный запрос на впечатления такого рода есть.
- За два последних месяца я прошла 15 предприятий, чтобы оценить их с точки зрения путешественника, - "начинка" восхищает. А вот руководство до конца не понимает, что это еще одна статья доходов, - отметила председатель комитета по туризму тюменского отделения "Опоры России", представитель проекта "Привет, Тюмень!" Виктория Голина.
Про доходность не без удовольствия напоминает и ментор региональной программы АСИ по промтуризму Ольга Юракова: 500 тысяч рублей в месяц только на экскурсиях зарабатывает "Микрон", а "Чистая линия" - миллион. Да, площадки находятся в центральной части страны, ну а чем хуже "замкадье"?
- Мы готовы помогать компаниям выстраивать процессы, но им важно определиться с датами и стоимостью туров, численностью групп. Я за то, чтобы заводы собирали деньги с гостей, тогда будет оплачиваться работа сотрудников, водящих туристов по цехам, а для туроператоров это гарант состоявшегося договора, - подчеркнула президент Тюменского областного союза туриндустрии Любовь Матиевская.
Директор дивизиона "Городская экономика" направления "Социальные проекты" АСИ Ольга Захарова подытожила: десятилетия Россия ориентировалась на выездной туризм, теперь настало время заниматься внутренним, в том числе промышленным. Причем фактически с нуля - искать ниши, запускать программы и продукты, отрабатывать навыки, доказывать соотечественникам, что российские предприятия экологичны и технологичны.
- У пионеров этого направления в Тюмени был несистемный подход, не отвечающий запросам целевой аудитории, тогда как студенты нередко интересуются условиями труда, зарплатой, карьерным ростом… Сейчас участники акселератора должны пройти этапы нейминга, продвижения и обеспечения безопасности. Каждый стартует по готовности, а мы продолжим мониторинг. В Тюменской области много любопытных промплощадок, нужно только перестать сомневаться в себе. Нас, например, покорил фанерный завод. Как же там увлекательно рассказывают про пробуждение берез! - резюмирует эксперт.
Справка "РГ"
Два сезона всероссийского проекта "Открытая промышленность" охватили 400 предприятий в 30 регионах РФ. В следующем году он, возможно, будет существовать лишь в режиме видеоконсультаций с менторами.