31.03.2023 01:42
Культура

Оркестр под руководством Владимира Спивакова сыграет произведения Рахманинова в зале им. Чайковского в Москве 6 апреля

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №69 (9014)
Национальный филармонический оркестр России, Государственный камерный оркестр "Виртуозы Москвы" под руководством Владимира Спивакова, в программе концерта произведения Рахманинова, Концертный зал им. Чайковского, Москва, 6 апреля
Рахманиновские "Колокола" уже прозвучали и еще будут представлены не только в Москве и Петербурге, но и в Цюрихе, Вашингтоне, Париже, Баку... / предоставлено Национальным филармоническим оркестром России
Читать на сайте RG.RU

На вечере по случаю 20-летия Национального филармонического оркестра Владимир Спиваков заметил, что "сегодня формула "красота спасет мир" временно не работает, но кто-то должен спасать красоту"... И в эти дни весь мир наполняется красотой музыки Рахманинова, отмечая 150-летие со дня рождения великого русского композитора Сергея Рахманинова. И выдающиеся музыканты с восторгом включаются в беспрецедентный рахманиновский марафон. И одним из востребованных сочинений, как в оперных театрах, так и на филармонических площадках, оказались "Колокола", которые Рахманинов полагал своим лучшим, самым совершенным сочинением. Правда, в конце жизни свою последнюю партитуру - "Симфонические танцы" - Сергей Васильевич ценил выше.

В конце 1912 года из-за ухудшившегося здоровья Рахманинов отменяет все свои выступления и уезжает с семьей за границу - сначала в Швейцарию, потом в Рим, где он получает анонимное письмо, в котором к нему обращаются с просьбой написать музыку на стихотворение американского поэта Эдгара Аллана По "Колокола" в свободном переводе Константина Бальмонта. Как оказалось впоследствии, письмо это было отправлено молодой виолончелисткой Марией Даниловой.

Стихотворение сразу заинтересовало Рахманинова. Но из-за личных коллизий в судьбе автора работа над произведением продлилась больше года, и завершена она была лишь зимой 1913 года не в Европе - в любимом композитором имении Ивановка Тамбовской губернии. "Колокола" напоминают симфонию в 4 частях, но все же ближе они к кантате. Все произведение, от первой до последней ноты, - это неудержимое движение к неизбежной катастрофе: от света - к мраку, от рождения - к смерти. И в каждом моменте звучит колокольный звон.

"Колокола" уже прозвучали и еще будут представлены не только в Москве и Петербурге, но и в Цюрихе, Вашингтоне, Париже, Баку... А место за дирижерским пультом занимают лучшие из лучших: Джанандреа Нозеда, Пааво Ярви, Валерий Гергиев...

Вместе с Владимиром Спиваковым и его НФОРом симфоническую поэму исполнят "Мастера хорового пения" (худрук Лев Конторович) и солисты сопрано Анастасия Белукова, тенор Алексей Неклюдов, баритон Василий Ладюк. Но прежде "Колоколов" в первом отделении концерта избранные романсы Рахманинова (в оркестровке Стрельникова) Владимир Спиваков пригласил спеть юную сопрано Лилит Давтян - артистку Молодежной оперной программы Большого театра. Певица прошлым летом произвела фурор, когда выступила на конкурсе имени Рахманинова в туре, где исполнялись именно романсы пианистами как аккомпаниаторами в финале состязания.

Музыка Рахманинова по-прежнему восхищает и вдохновляет миллионы.

Денис Мацуев: В наше безумное время слушать бархатный, певучий рахманиновский звук - это терапия
Музыка Классика Москва