Здесь для научного и технического творчества созданы все возможности: к услугам ребят лаборатории с необходимым оборудованием и материалами, опытные преподаватели, условия для комфортного проживания, питания и обучения - это и многое другое увидел корреспондент "СОЮЗа", посещая уникальное образовательное учреждение.
В одной из лабораторий застаем за монитором компьютера Ярослава Недбайло, школьника из поселка Крупский, что под Минском.
- Завершаю разработку компьютерной программы для дрона, который будет следить за ростом сельскохозяйственных посевов, чтобы скорректировать подкормку, полив, определить сроки созревания и уборки урожая, - поясняет он.
А в соседнем помещении 11-классник из города Барановичи Тимур Шлейко мастерит модель промышленного робота. Часть деталей изготовил на 3D-принтере еще в родной школе, затем спаял провода, микроэлементы - теперь управлять изделием можно дистанционно.
- Будет наглядное пособие для обучения будущих инженеров и наладчиков оборудования, - доволен юноша. Свое будущее он намерен связать с факультетом информационных технологий и робототехники Белорусского национального технического университета. Нетрудно заметить практическую ориентированность этих и многих других юношеских разработок.
- Мы работаем с одаренной молодежью 9-11-х классов в рамках программы дополнительного образования, - поясняет директор технопарка Сергей Сачко. - Чтобы дать подросткам возможность развиваться в интересующем их направлении не только по образовательной, но и по профессиональной траектории. Впоследствии ребята, преуспевшие в реализации научных и технических проектов, по рекомендации авторитетного наблюдательного совета смогут на льготных условиях поступить в вуз в соответствии с профилем избранных исследований.
Вместе с Сергеем Михайловичем осматриваем корпуса технопарка. Поражают масштабы помещений, обилие света, дизайн интерьеров... Хотя всего пару лет назад, до президентского указа о создании технопарка, здесь был унылый долгострой. Сегодня эти с иголочки сооружения - часть уникального микрорайона "Магистр". Сюда входят учебные корпуса и студенческий городок БНТУ, спортивный комплекс, предприятия общепита, жилые дома преподавателей и сотрудников крупнейшего белорусского вуза, а еще - недавно построенная по индивидуальному проекту средняя школа № 225, где учатся и воспитанники технопарка.
Надо ли говорить, что аура этой нетривиальной агломерации побуждает дерзать, а возможностей проявить себя становится все больше. Если сначала ребятам предлагалось четыре научно-технических направления, то сегодня их 15. Соответственно комплектуются группы по 10 человек во главе с вузовскими преподавателями, иной раз профессорами. Но и попасть в этот оазис науки и техники непросто. Нужно предъявить строгим экзаменаторам актуальную тему исследований, пройти тест из 40 непростых вопросов, заинтересованное собеседование… Призом станут 24 дня жизни в столице, до предела насыщенные научным поиском, общением с мэтрами технических знаний и со столь же одержимыми познанием нового сверстниками, спортивными состязаниями и познавательными экскурсиями. И все это - на полном государственном обеспечении. Даже трудно представить, что это значит, скажем, для мальчишки из отдаленного агрогородка!
- К нам приезжают мотивированные дети, это будущая научная, техническая, производственная элита нашего государства, - уверен Сергей Сачко. - Насколько оправдываются эти ожидания? Мы провели исследования - более 80 процентов выпускников технопарка поступают в вузы по самым актуальным направлениям, как правило, по нашим направлениям на льготных условиях.
Главное, чтобы ребята понимали: государство дало им много, но и рассчитывает завтра получить от них навыки, умения, научные и производственные достижения. На это нацелена не только учебная, но и внеклассная работа.
Национальный детский технопарк - лишь часть деятельности государства по формированию научной, инженерной, производственной элиты. В Беларуси с этой целью сформирован целый образовательный кластер, куда входят школы, вузы, учреждения дополнительного образования и… детские сады, где пятилетние мальчики и девочки знакомятся, например, с компьютерами, разумеется, в строгом соответствии с гигиеническими ограничениями. А повзрослев и поступив в школу, дети попадают в инженерные и научно-технические классы с лабораториями, мастерскими - их по стране уже около 150. Верхушкой этого айсберга и является Национальный детский технопарк.
- Ребенок может получить любую точку входа в эту систему творчества, - подытоживает Сергей Сачко. - Мы должны увидеть в нем талант и поддерживать его в развитии.
В 2022 году в Национальном детском технопарке побывали депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Рассматривался вопрос о развитии сотрудничества с российским детским образовательным центром "Сириус". В Минске ждут его представителей. Планируются подписание соглашения о взаимодействии, обмен учащимися, преподавателями, воспитателями. Это может стать содержанием новой союзной программы, реализуемой под эгидой Постоянного Комитета Союзного государства.
С января 2021 года в Национальном детском технопарке состоялись 22 образовательные смены. Всего принято 5119 заявок от учащихся IX-XI классов из всех регионов республики и Минска, конкурс составил более трех человек на место. По результатам заседаний экспертного совета и приемной комиссии во второй этап отбора допущены 3977 человек, из них на обучение зачислены 1480 одаренных подростков.