05.04.2023 08:10
Общество

Пенсионер в Улан-Удэ построил десятки космолетов и советский лунный корабль

Текст:  Леонид Актинов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №73 (9018)
В мае 1974-го советская лунная программа была официально закрыта. Но неафишируемая разработка полета к спутнику Земли продолжалась.
В коллекции Леонида Симухина более трех сотен собственноручно изготовленных моделей. / Леонид Актинов
Читать на сайте RG.RU

Местом старта корабля, который доставил на Луну космонавтов, роботов и буровые платформы, стал Улан-Удэ. В обычной городской квартире компактно разместились конструкторское бюро, сборочный ангар и взлетная площадка. В этот секретный центр управления полетами я и наведался накануне Дня космонавтики.

Космодром Симухина

Дверь распахнул седой, крепко сложенный мужчина. Это и есть сам конструктор.

- Здесь, - спрашиваю, - можно купить билеты до Луны?

В ответ - улыбка и широкий жест: добро пожаловать.

Как бортовую аппаратуру для новых спутников будут тестировать в открытом космосе

Скафандра и гермошлема в гардеробе не видать - вместо них вручают тапки. Из переходного шлюза коридора проходим в святая святых "космодрома Симухина" - небольшую комнату, заставленную чертежами, со светящимся монитором компьютера, заменяющим экран ЦУПа.

За стеклянными дверцами большого шкафа - десятки готовящихся к взлету истребителей, винтокрылых машин, космических кораблей и даже боевых спутников. Настолько реалистичных, что не хватает только рева двигателей.

- Вот мой аэродром и космодром. Чего и сколько здесь? - переспрашивает главный конструктор. - Не скажу точно. Но больше трех сотен.

Триста летательных аппаратов самых различных моделей, конфигураций и стран-изготовителей. Пилоты в кабинах положили руки на штурвалы и вроде как готовы в любую секунду устремиться по взлетной полосе книжного шкафа.

А рядом десятки космолетов - от спутников до ракет и пилотируемых аппаратов, изготовленных с изумительной детализацией. Видны панели, приборные контейнеры, плотные жгуты электропроводки и трубопроводов. А если заглянуть внутрь миниатюрной модели, то можно обнаружить крохотный выключатель. Щелкаешь - и кабину космического аппарата заливает свет.

В дело идут даже трубочки от леденцов, киндер-сюрпризы

- Детализация - это мой конек, - Леонид явно доволен произведенным эффектом. - Всегда придаю значение именно деталям. Подолгу разбираюсь - зачем этот контейнер, для чего эта антенна или локатор. Ну не просто же так установили. Надо разобраться в том, как думал конструктор. Прочитать технические книги и журналы, заглянуть в интернет.

От И-16 до "Луны" и "Венеры"

Такая дотошность станет понятна, если поинтересоваться, откуда пошел Симухин:

- После школы поступил в Восточно-Сибирский технологический институт. Работал на приборостроительном заводе, где прошел путь от инженера-технолога участка сборки до заместителя главного инженера.

А затем судьба связала его с железной дорогой, где он трудился инженером-технологом, а затем начальником технического бюро вагонного депо Улан-Удэ. Как по нему, так что "железка", что космический корабль - все транспорт. И на Восточно-Сибирской дороге в ходу такие понятия, как ЦУП и МКС, только обозначают они немного другое - Центр управления перевозками Восточного полигона и Межрегиональный координационный совет.

А уж по выходе на пенсию Леонид Владимирович целиком посвятил себя увлечению. И постепенно в творчестве стала преобладать космическая тема.

- Заинтересовался моделью корабля "Восток". Да вот только при сборке задумался - что-то не так в этой "заготовке из коробки"! Начал разбираться...

За ответами пришлось обращаться даже к космонавту Алексею Леонову. В итоге работа над "Востоком" заняла почти год. Зато получилась она на славу - просто идеальная! Как, скажем, и модели автоматических межпланетных станций "Луна", "Венера", Марс", различных боевых спутников (да-да, были, оказывается, и такие).

Привет от Бориса Волынова

Миниатюрные самолеты и спутники просятся в руки: "А можно поближе взглянуть на ваши модели?"

Получив разрешение, осторожно распахиваю стеклянные дверцы, за которыми на фоне "Буранов" и "Энергий" стоит фотография Леонида с размашистым автографом.

- Неужели от самого Волынова?

- Да, от Бориса Валентиновича. Нашего именитого земляка, дважды Героя Советского Союза. И единственного из первого отряда космонавтов СССР, кто ныне здравствует.

Оказывается, во время работы над серией "Время первых" Леонид собрал модель первой экспериментальной орбитальной станции, состоявшей из кораблей "Союз-4" и "Союз-5". 12 апреля прошлого года во время презентации в Звездном городке эта модель была высоко оценена командиром корабля "Союз-5" и другими присутствовавшими там космонавтами. Тогда-то на память об этом событии и вручили фото с личной подписью Волынова.

- А где же сама модель?

- Где же ей быть? - смеется инженер. - В Звездном, конечно.

Модели серии "Время первых" не раз экспонировались на различных выставках в Москве, Звездном городке, Туле и... От выставки в Турине до сибирских модельных слетов. Неизменно, так сказать, вызывая восхищение зрителей.

"Роскосмос": Десантный модуль с посадочной платформой и научные приборы миссии "ЭкзоМарс-2022" вернутся домой из Европы

Флаг СССР на Луне

Аккуратно перебираем в руках увесистые модели спутников, луноходов, советских многоразовых космических кораблей. За каждым своя история и месяцы труда. Все изящно, утонченно. А выполнены модели из обычного листового пластика, металлических корпусов баночек и даже плат от сотовых телефонов.

- Порой, - объясняет Симухин, - в дело идут трубочки от леденцов и скорлупки от киндер-сюрпризов. Лунную поверхность вылепил из твердого скульптурного пластилина, а для реалистичности посыпал ее крупномолотой солью, разогретой на плите. С последующей окраской.

Новый проект Симухина - "Лунные фантазии".

- Оттолкнулся от идеи советской космонавтики - высадки на Луну. Сильно я мечтал, чтобы она осуществилась. И в моем проекте она состоялась. Старт был дан вот на этом столе. Посадка произошла в штатном режиме, все задачи выполнены, - шутит пенсионер.

Из шкафа чудес бережно извлекается на свет модель того самого советского лунного корабля "ЛК". Можно было бы назвать ее личным космолетом Симухина, да только есть в ней фигурка космонавта, который поднял флаг СССР на лунной поверхности. Вот так, оказывается, могла выглядеть еще одна космическая победа нашей страны.

Корабль "ЛК". Вот так могла бывыглядеть еще одна космическаяпобеда нашей страны. / Леонид Актинов

Чтиво для робота Федора

Пока я рассматриваю "ЛК" и осторожно трогаю "лунный грунт", Леонид достает еще одну композицию - модель автоматической станции "Луна-9". Модель повторяет оригинал, который прилунился 3 февраля 1966 года. Но рядом с ней робот Федор?

- Так это тоже из серии "Лунные фантазии". Поскольку было объявлено, что в будущем на Луну будут направлены роботы, то, собрав модели "Лунохода-1" и автоматической станции "Луна-9", я установил рядом Федора, который не только работает с коллегами-роботами, но и совершает путешествия к местам стоянки лунных аппаратов и даже читает им последние новости из журнала о развитии космонавтики.

Как невесомость влияет на мозг космонавтов

Сейчас Симухин работает сразу над несколькими проектами - необходимо дополнить "Лунную фантазию", завершить композицию с ракетой-носителем "Восток" на железнодорожном транспортере и сделать еще не один спутник: заготовки ждут своей очереди. Чертежи спутников уже готовы, а детали Леонид делает при помощи 3Д-принтера.

Прощаясь, уже в дверях задаю последний вопрос: о чем мечтает инженер?

- Я, - отвечает он после небольшой паузы, - человек рациональный. Поэтому мечтаю только о том, чтобы завершить свои проекты. Работы там еще очень много. Хорошо бы, конечно, побывать на Байконуре. Увидеть космодром, технику грандиозную. Но это уже, наверное, из области фантастики.

А вдруг?

Образ жизни Улан-Удэ