Во вторник Финляндия официально стала членом Североатлантического альянса. Рассмотрение заявки Швеции приостановлено. Страны собирались вступать в НАТО одновременно. Но, как утверждает журналист газеты Dagens Nyheter Микаэль Хольмстрем, Финляндия во многих отношениях была на шаг впереди.
Эстафету в отношениях с НАТО изначально вела Финляндия. Отчет о внешней политике, в котором объясняется, почему она должна вступить в альянс, был опубликован раньше шведского на целый месяц. Правительство Швеции тогда еще не изменило своего негативного отношения к членству в НАТО. 8 марта на тот момент премьер-министр Магдалена Андерссон подчеркнула, что заявка Швеции "еще больше дестабилизирует ситуацию в Европе". Политики были вынуждены проводить дебаты в сжатые сроки, но момент упустили.
По словам Хольмстрема, в течение почти трех десятилетий альянс держал дверь для финнов открытой, и страна имела дипломатические контакты с НАТО задолго до Швеции. Встреча 25 февраля прошлого года это подтверждает. Тогда Финляндия вероятно получила инструкции и начала прорабатывать варианты для скорейшего вступления. Для НАТО это большой шаг: граница альянса с Россией станет вдвое больше. Отсюда и более высокие издержки, чем со Швецией.
Заявку Швеции отклоняют Турция и Венгрия. Анкара просит выслать людей, связанных с Рабочей партией Курдистана (РПК), признанной террористической в Турции. Отношения между шведами и турками ухудшились после акции протеста возле посольства Турции в Стокгольме в январе. Тогда ультраправый датский политик Расмус Палудан сжег экземпляр Корана.
Ранее в МИД Швеции выразили сомнения, что страна вступит в НАТО к июльскому саммиту в Вильнюсе.