Напомним, что с такой идеей в правительство еще в феврале обратились депутаты Госдумы. А именно главы четырех комитетов Госдумы: по финансовому рынку, аграрным вопросам, транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, строительству и ЖКХ. И их запрос нашел свое воплощение.
Ситуация на рынке запчастей в России складывает не лучшим образом. Многие производители компонентов ушли с рынка. Большинство деталей приходится доставлять довольно сложными маршрутами. В результате стоимость ремонта растет, а сроки не соблюдаются. Это, кстати, стало одной из тем обсуждения на прошедшем 4 апреля круглом столе в Совете Федерации.
Страховщики напомнили, что средняя выплата по ОСАГО выросла почти до 91 тысячи рублей. При этом выросло количество претензий страховщикам за неисполнение сроков ремонта. В итоге количество направлений на ремонт резко сократилось. Страховщики предпочитают расплачиваться деньгами, поскольку в случае несоблюдения сроков ремонта им приходится оплачивать еще и пени.
Как таковой индустрии восстановления запчастей в России нет. Есть небольшие производства, которые занимаются восстановлением сложных агрегатов. Таких, как рулевые рейки, автоматические коробки передач, рулевые усилители. А расходных запчастей (как бампера, крылья, фары) нет от слова совсем.
Но эта идея требует серьезного пересмотра законодательства в этой сфере. Как говорилось в письме депутатов, потребуется принять законопроекты о порядке утилизации транспорта с повторным использованием комплектующих. Понадобится сформировать требования к предприятиям по восстановлению комплектующих, ввести правила маркировки, обязать изготовителей авто раскрывать сервисную и техническую документацию, привлекать к ремонту б/у деталей малый и средний бизнес, предусмотрев для них экономические и налоговые льготы.
Очевидно, что на это уйдет время. Так что завтра восстановленные запчасти на рынке не появятся. Кроме того, есть еще одна проблема. Закон об ОСАГО не запрещает использовать б/у и восстановленные детали при ремонте машины. Но только при заключении соглашения с автовладельцем. Однако не каждый хозяин транспортного средства на такое соглашается.
Кстати, именно по этой причине представитель Центробанка на совещании в Совете Федерации предложил закрепить в законе возможность автовладельцу самому выбирать еще при заключении договора ОСАГО чем ему ремонтировать машину. Очевидно, что от этого будет зависеть тариф. Например, выберет ремонт оригинальными запчастями - тариф будет больше, выберет доступными - меньше.