"РГ" уж рассказывала о документальных новинках книжного смотра, теперь дело за художественными. В этой подборке один поэтический сборник и пять романов. На выбор - антиутопия про 2045 год, поэтичная история о памяти, развернувшаяся в городе Валсарб, что на севере Беларуси, ироничный детектив с сыщиками из дома престарелых, американский роман о семье с Ленинградским прошлым и сага звезды латиноамериканской литературы.
В Москве открылась Международная книжная выставка Non/fiction"Валсарб", Хелена Побяржина, издательство "Альпина.Проза"
В небольшом католическом городке Валсарб, что на севере Беларуси, живет девочка, которая видит умерших, общается с ними. Действие романа разворачивается в 1985 - 1994 годах, немного в начале двадцатого века, и немного в 1941-1944, в зависимости от того, куда главную героиню приводят те, кто когда-то жил здесь, а ныне не может обрести покой, оставшись безымянными, без памятников и могил. Так у девочки появляется самый лучший друг, живущий в сквере, которому она так хочет помочь. В романе фигурируют реальные исторические личности и события.
"Валсарб" - дебютный роман Хелены Побяржиной. И это одна из самых поэтичных и трогательных книг последнего времени. Кого-то отпугнет повествование, которое льется потоком и не всегда понятно, какое сейчас время, кто из героев перед нами. Но тем, кто встроится в этот поток, гарантированно наслаждение от тонкой игры слов, от вплетения взрослых фраз в восприятия ребенка, от "чащи зеркальных слов", в которых пропадает героиня, от "музыки" этого текста. Это неспешное повествование для вдумчивого читателя, ценящего слово. В этой небольшой книге (всего каких-то 282 страницы) Побяржина расскажет и о ужасе быть не таким, как все, и об одиночестве, и о непринятии матерью своего ребенка (весь роман читатель испытывает невероятное чувство вины перед девочкой), и о безмерной любви и тяжелой потери, и о болезненных исторических эпизодах прошлого. Но все это лишь начинка, чтобы поднять тему памяти, когда имена ушедших и события прошлого так важно проговорить и сохранить.
"Няня Маша говорила, что я - сообразительная и у меня будет много друзей. Я и не подозревала, что на самом деле в школе необязательно появляются друзья, зато непременно решают нерешаемые задачи, множат тоску и учатся жестокости. Что лучше всего здесь я научусь ждать. И в этой дисциплине мне не будет равных. Я уже умею ждать подвоха, звонков с урока, выходных, каникул и переменок. И не перестаю ждать перемен. А эра милосердия почему-то никак не наступает".
"Пути сообщения", Ксения Буржская, издательство Inspiria
Действие романа разворачивается в одном месте, но в разное и далекое друг от друга время. Но одно на другое слишком похоже. 1936 год - историческая утопия молодого советского государства, 2045 год - суровая антиутопия будущего. Нина в 1936 году - жена одного из начальников Наркомата путей сообщения, заводит дружбу с "врагами народа", которая, ясное дело, к хорошему не приводит. Нина в 2045 году - искусственный интеллект, внезапно обнаружившая в себе женщину, воспылавшая чувствами (тоже отыскавшимися в себе) к Данилу, о котором она вообще-то должна докладывать четверговым комиссарам.
Все главные герои здесь готовы жертвовать собой, спасая других и тем самым - себя. И, как бы больно не было за события минувших и нынешних (читай - будущих) дней, эта книга о любви. Да, она не сложилась бы ни в 1936, ни в 2045, но чувством этим пропитано и то, и другое время. И любовь, да пусть хотя бы надежда на нее, спасает, как ни крути. А чувство юмора Ксении Буржской - журналиста и поэта - особенно ярко отразившееся в диалогах Нины и Георгия Ивановича, вселяет веру в то, что пережить можно все. Правда, не без потерь.
"В памяти вспыхнуло что-то детское: как они с матерью ездили в большой мебельный магазин, так же рыскали по паркингу в поисках свободного места, а потом он ревел, что ему не купили акулу. Купили стол, стул, кровать. Белье с динозаврами. Через лето он шел в первый класс. Магазина этого давно уже нет- сгинул за несколько лет до Изоляции, теперь на том месте лежит огромная табуретка со спиленными ножками и написано: "Кюрре сломленный". Это в память о тех событиях, когда враги сломались под натиском нашей правды и убрались восвояси. Данилу это рассказывали в школе, они даже ездили на экскурсию, залезали с пацанами на Кюрре и оттуда плевали вниз".
"Контур тела", Татьяна Стоянова, Inspiria
Татьяна Стоянова известна в книжном мире, как бренд-менеджер "Редакции Елены Шубиной". На хрупких плечах легко и непринуждённо (на вид) она "вывозит" продвижение лучших авторов современной литературы - Евгения Водолазкина, Павла Басинского, Леонида Юзефовича, Майи Кучерской, Марины Степновой и многих других. И эта стойкость не мешает ей одновременно тонко чувствовать мир, в котором боль каждого человека - как своя боль. В ее строчках невероятно пронзительно ощущается страдание. Стоянова погружает читателя в пространство метафор, символов и историй, где каждый, словно бы узнает себя. Но в тоже время в ее стихах очень много личного, что она не боится обнажать. Сиюминутное в стихах перемежается с вечным, а иногда и вовсе на первый план выходит возвышенное или загробное… Некоторые из ее стихов легли в основу песен известной группы "25/17". Конечно, о поэзии лучше не говорить, ее лучше читать. И вот одно из стихотворений сборника "Контур тела".
- Детское небо
- Однажды все закончится, и ты
- сойдешь ко мне с той вечной высоты,
- и мы начнем смеяться друг на другом.
- Прокатим в колеснице Солнце - цугом.
- И, словно сахарную вату, облака
- воткнем на палочки, понадкусав слегка.
- Украв у айсберга верхушку, втайне
- мы раскрошим все в кухонном комбайне
- и раскидаем с неба по пустыне.
- Однажды все закончится, и в сыне
- я обрету подельника в игре.
- Мы, как картинки в старом букваре,
- на букве "М" соскучимся по маме.
- И, взявшись за руки, придем к ней сами.
"Выстрел мимо цели", Ричард Осман, издательство "Манн, Иванов и Фербер"
Ричард Осман уже прославился своими ироничными детективами "Клуб убийств по четвергам" и "Человек, который умер дважды". И если вы взахлеб проглотили два предыдущих, то вам несомненно придется по душе и эта книга.
На этот раз друзья из дома престарелых, обожающие раскрывать преступления, сталкиваются с делом десятилетней давности - исчезновением телеведущей Бетани Уэйтс. Ее машина упала с обрыва, но тело до сих пор не нашли, про убийцу и говорить нечего, полиция давно закрыла это дело. Но неутомимые сыщики Элизабет, Джойс, Ибрагим и Рон не из тех, кто сдается без результата. На этот раз вместе с ними распутывать клубок сложившихся обстоятельств будут телезвезды, генерал КГБ Виктор Ильич, специалист по отмыванию денег через криптовалюту и другие персонажи, попавшиеся на крючок обаяния стариков-сыщиков.
"Привычка - злейший враг шпиона. Никогда не ходите по одному и тому же маршруту два дня подряд. Никогда не покидайте работу в одно и то же время. Не ужинайте в одном и том же ресторане каждую пятницу. Ваша привычка предоставляет вашему врагу возможность. Возможность спланировать заранее, возможность затаиться, возможность наброситься".
"Зимний сад", Кристин Ханна, издательство "Фантом Пресс"
Мередит и Нина Уитсон - сестры. Одна - замужем, растит детей и управляет семейным яблоневым питомником "Белые ночи". Другая - фотограф и ее страсть - репортажи, связанные с гуманитарными катастрофами, она колесит по миру и не сильно задумывается о будущем. Мать всегда была холодна к ним, единственным проявлением ее внимания к дочкам до поры до времени было рассказывание сказки на ночь. При этом девочки всегда купались в любви отца, но и он не мог объяснить им, что с их мамой не так. Однажды болезнь отца вновь свела сестер вместе в родительском доме. Умирая, отец попросил их все же найти общий язык с матерью и убедить ее рассказать сказку до конца. О чем она? О трагедии, случившейся с ней в блокадном Ленинграде. Так Мередит и Нина узнают, почему их мама часто выходит в зимний сад и сидит там чуть ли не до обморожения, почему она не различает цвета и что у них были брат и сестра…
В столь любимой сказке девочек в тираническом королевстве живут принц и простушка, в городе, где по улицам "шныряют черные драконы, пожирающие неугодных граждан". "Зимний сад" - трагическая история, уходящая корнями в блокадный Петербург, рассказанная Кристин Ханной без клюквы и вычурности. История о сложности взаимоотношений, когда, чтобы разобраться в их холодности, нужно прочувствовать боль другого, о которой так сложно рассказать и которую не так-то просто понять, даже если она на разрыв чувств.
"Мама снова улыбнулась. Хотя в ее глазах и стояла печаль, но это было понятное чувство, и радость в ее голосе его смягчила. Наверное, так и должно быть; и всякий, кто достаточно пожил на свете, однажды понимает эту истину. Радость и печаль неизбежно идут рука об руку, и хотя важно сполна отдаваться и тому и другому, но за радость все же стоит держаться чуть крепче, ведь неизвестно, когда сильное сердце в конце концов не выдержит".
"Виолета", Исабель Альенде, издательство "Иностранка. Азбука-Аттикус"
Мировая история здесь пролетает на фоне жизни девушки Виолеты. Великая депрессия, войны, взлеты и падения тиранов, борьба за права женщин - наложит отпечаток и на ее судьбу. Жизнь Виолеты начнется в разгар эпидемии испанского гриппа, а закончится - в дни новой мировой эпидемии коронавируса.
Это классическая сага, в которой найдется место всем краскам жизни. На эту трогательную книгу Исабель Альенде - современную звезду латиноамериканской литературы - вдохновила жизнью ее матери. "Виолета" - история страстной и сильной женщины, умеющей смеяться, несмотря ни на что, жить эту жизнь вопреки всему.
"Мы были вместе уже не один год, люди привыкли видеть нас вдвоем, а те, кто ставил под сомнение наш семейный статус, делали это лишь в тех случаях, когда Хулиан их не слышал. Мы процветали, жили в достатке, нас принимали в обществе, тем не менее я не могла отдать Хуана Мартина и Ньевес в лучшие школы, потому что школы эти были католическими. Несмотря на все наши достижения, я жила с тяжестью на сердце, вечно чего-то боялась, сама не зная, чего именно. По словам Хулиана, мне не на что было жаловаться, мои тревоги были подобны плевку в небо: ничто меня не удовлетворяет, не женщина, а бездонный колодец".
На какие презентации заглянуть на ярмарке:
8 апреля
13.00 - 13.45, зал №1
Презентация книги Марины Райкиной "Кончайте ваш Вахтанговский юмор. Чтобы смеяться. Чтобы не плакать".
13.00 - 13.45, зал №2
Презентация книги Евгения Ямбурга "Репетиция взрослой жизни. Дидактические пьесы и монологи".
13.00 - 13.45, Литературное кафе
Цифровизация эмоций или вечная жизнь? 13 картин грядущего мира от авторов сборника "Новое будущее".
15.00 - 15.45, зал №2
Алексей Сальников, Руслан Козлов, Даниэль Бергер. Дискуссия "Добро и зло в необычных обстоятельствах".
17.15-18.00 Зал №2
Павел Басинский, Владислав Отрошенко, Алексей Варламов. Дискуссия "Документ и вымысел. Как рождается миф о герое?".
19.15- 20.00, Авторский зал
Презентация книги "Годы странствий Васильева Анатолия", встреча с героем книги, театральным режиссёром Анатолием Васильевым.
9 апреля
15.00 - 15.45, зал №2
Евгений Чижов, Дмитрий Данилов. Дискуссия "Литература и театр".
15.00 - 15.45, Лекторий
Дискуссия "Женский почерк: Александра Шалашова, Марго Гритт, Анна Лукиянова, Екатерина Манойло".
16.00-16.45, Авторский зал
Встреча с автором Тотального диктанта 2023. Презентация книги Василия Авченко "Красное небо".
19.15-20.00, Авторский зал
Презентация книги Марины Москвиной "Золотой воскресник".