Благовещенье по значимости сравнивали с Рождеством и Пасхой - "три раза в год солнце играет: на Рождество, Благовещенье и Пасху". Приговаривали, что "на Благовещенье и Пасху даже грешников в аду не мучают, выходит им на Благовещение с Пасхой отдохновение и свобода от мук". Освобождали в честь праздника и должников, сидящих в тюрьме, об этом сообщает знаменитый этнограф Дмитрий Зеленин.
В праздничный день не принято было работать, говорили: "на Благовещение девица косу не плетет, а птица гнезда не вьет". Запрет на работу и начало новых дел был строгим - в народе объясняли: у кукушки нет своего гнезда, и она вынуждена подбрасывает яйца в чужие, потому что осмелилась "завить себе гнездо на Благовещение". С птицами связан и красивый обычай праздника.
"Благовещенье - птиц на волю отпущенье", - читаем у Владимира Даля. Журналист А. Коринфский в 1901 г. писал: "С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай - выпускать на Благовещенье птиц из клеток на вольную волю. В городах к этому дню бедные люди нарочно ловят птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые прохожими, вспоминающими при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают об этом возгласами: "Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!"
Обычай красивый, но, к сожалению, не для всех птиц он заканчивался радостно. Уже в XIX веке раздаются голоса публицистов, требующих остановить алчных торговцев, массово отлавливающих птиц и содержащих их в тесных клетках до самого Благовещения. Измученные птахи, выпущенные в праздник на волю, часто потом сразу гибли. Поэтому сегодня к возрождению народной традиции экологи призывают относиться без фанатизма, понимая, что главное в празднике Благовещения не птицы, и не народные обычаи. Но что тогда?
Начнем с самого слова: имея в своем составе два корня "благая" и "весть", оно вроде бы сходно по смыслу с выражением "благая новость". Но не все так просто! Смотрите, новости бывают плохими, хорошими, а бывают настолько важными, ведущими к чему-то новому, поворотному в нашей жизни, что для них есть специальное слово "весть", родственное и созвучное глаголу "вести кого-то куда-то".
Наши предки в отличие от нас, захлебывающихся в информационных потоках и фокусирующихся на новостях отрицательных, тонко чувствовали градацию: вот просто новость, вот известие, а вот весть. И среди этой значимой вести выделяли одну, особенную - благую весть: было в ходу раньше такое слово - "благовестие". И было отдельное слово "Благовещение", причем именно так, с заглавной буквы. Чувствуете разницу? Кстати, греческое звучание выражения "благая весть" знает каждый: "eu" - благо, "ggelein" - возвещать. Евангелие - "euaggelion", благая весть, благовестие о спасении человечества от власти смерти и греха. Так вот, специальным словом "Благовещение" называлась особая благая весть - весть, которую принес Деве Марии архангел Гавриил.
Мария - долгожданный ребенок праведных Иоакима и Анны, была посвящена Богу. С трех до четырнадцати лет девочка жила при храме. По обычаю того времени, после достижения четырнадцатилетия Мария больше не могла оставаться там: Она должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Праведные Иоаким и Анна к тому времени умерли, но когда священники решили выдать Марию замуж, Она сказала, что дала обет Богу остаться навсегда Девой.
Тогда священники обручили Ее с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом - для того, чтобы он оберегал Марию, заботился о Ней. Иосиф Обручник, хоть и был человеком небогатым и добывал хлеб плотницким ремеслом, но происходил из рода царя Давида как и Дева Мария - то есть Спаситель, как и предсказывали пророки, Родился в "роде Давидовом".
И вот наступает великий момент в жизни Марии - Благовещенье. Евангелист Лука повествует, как Господь посылает Архангела Гавриила к Деве Марии, с тем, чтобы он сообщил Ей благую весть.
Войдя к Марии, Архангел сказал: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Юная Мария, смутившись, размышляла, что бы это значило, а Архангел продолжал: "Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога! Ты "зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и будет Сыном Всевышнего!"
Понятно смятение юной девушки, в недоумении Мария спрашивает: "Как это возможно, если я мужа не знаю?" И Ангел отвечает: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; потому и родившийся наречется Сыном Божьим". И тут, внимание, важно! Мария отвечает: "Да будет Мне по слову твоему". Это полная отдача себя в руки Божьи. Святые учат: Боговоплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Богородицы, как оно невозможно без творческой воли Бога.
Христиане всего мира каждый день не раз повторяют слова этой благой вести. Православные в молитве "Богородица, Дево радуйся..!", католики - в Ave Maria ("Радуйся, Мария"). Чувство радости - ключевое в Благовещении. Наверное, именно эта радость, это чувство свершившейся надежды и побуждает некоторых верующих считать, что молитвы бездетных семей на Благовещение подарят им долгожданного ребенка. Конечно, смысл праздника глубже: архангел Гавриил, благовествуя Деве Марии о рождении у Нее Богомладенца, принес весть не просто о зачатии Христа, то есть Спасителя, но весть о Воплощении Бога в человеческом естестве.
И в день Благовещения мы празднуем чудо и тайну этого надмирного события! В молитвах праздника так часто звучит "радуйся", что все чувствуют себя окрыленными. Так что крылаты не только быстролетные ангелы. Не только птицы. Крылата радость, крылата наша надежда. Крылата и радостна благая весть о том, что в наш мир приходит Спаситель, дарующий людям свободу, самую высшую из всех свобод - свободу от смерти и греха. И хотя праздник Благовещения всегда выпадает на "дни печальные Великого поста", радость Благовещенья всегда переподчиняет себе покаянный настрой поста: в честь праздника и сам пост в этот день не такой строгий - даже в монастырях разрешают рыбу.