Порой кажется, что подобно сказочному герою ты нежданно-негаданно оказался в мире соблазнов. Заглянул походя в магазин, а тут запретная буженина призывно лоснится за витринным стеклом, зовет и манит: "Съешь меня!". А соцсети?!! Многие верующие выходят из них на время поста, и ты вышел. Но тут, погнавшись за новостью, не выдержал, заскочил на минуту - и все: затянуло, опомниться не успел, как обнаружил себя яростно выстукивающим на клавиатуре гневную отповедь неизвестному оппоненту. Встретились с давней подругой, начали разговор за здравие и сами не заметили, как час пролетел в обсуждении зловредной соседки.
У мужчин свои камни преткновения. В дневниках одного священнослужителя начала XX века приходилось читать жалобы на художников рекламных картинок, которые в Великий пост позволяют себе рисовать женщин с оголенными плечами. "Ну как тут хранить глаз свой от соблазна!" - сокрушался тот, кого потом Церковь причислит к лику святых. Все эти неприятности Великого поста в Церкви называют емким словом - искушения, то есть испытания, предложения совершить грех. И главная битва постящегося - это брань с ними, они причины наших срывов. Но откуда столько искушений именно в пост?
При любом телесном воздержании наше тело - "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к миру духовному. Святые предупреждают: такая повышенная чувствительность к духовному миру может стать вредной и даже опасной, если существует сама по себе. Если тело будет истончено постом, а сердце при этом не будет очищаться исповедью, не будет обращено к Господу постоянной молитвой, если мы не участвуем в Таинстве Причастия, не погружены в молитвенный настрой церковных богослужений, не готовы откликаться на добрые дела, то, при соприкосновении с этим невидимым миром, мы оказываемся незащищенными перед темными силами. То есть пост невозможен без действенной помощи Благодати Христовой. Следить за тем, что ты ешь, говоришь, делаешь, но при этом пропускать богослужения - обрекать себя на срыв.
Вторая ошибка - превращать пост в самоцель. Пост - сильное орудие, и когда его начинают держать из тщеславия, пост делается орудием самоубийства, предупреждает святитель Игнатий (Брянчанинов). В Сети гуляет демотиватор: "Христос не для того страдал, чтобы я не съела колбаски".
Да, не для этого. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и из любви к людям проделал путь нам навстречу. Пройдя дорогу на Голгофу, Крестные Страдания, Распятие, Смерть. Сегодня наш черед начать путь навстречу Христу. Никто не требует жертвовать жизнью, здоровьем. Откажись от малого: какого-то продукта питания, каких-то развлечений!
Есть в пост надо так: не впадая в сластолюбие, получать от еды достаточно сил для жизни.
Будем честны, нам и такие жертвы даются с трудом. Пост, добровольный отказ от того, что для нас значимо, - это наша жертва, добровольная жертва Богу. Причем жертву эту надо приносить из любви. И если последняя фраза кажется кому-то пафосной, давайте вспомним, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Бог в нашем куске хлеба и уж тем более колбасы не нуждается. Но Он нуждается в нашей любви. Блаженный Августин вложил в Уста Бога такое обращение Господа к человеку: "Я, Который создал тебя без тебя, не могу спасти тебя без тебя". То есть Бог человека любит и желает его спасения, а вот сам человек...
"Сытое брюхо к Господу глухо", - повторяли в народе. "...их бог - чрево", - говорил апостол Павел, и каждый из нас знает, как заботы о земном и телесном не просто увлекают нас, отвлекая от Бога, но часто искажают истинную картину мира. Нам начинает казаться, что мы сами творцы всего, цари природы.
Пост - это восстановление подлинной иерархии мироздания, когда мы наглядно осознаем свою малость и зависимость от Создателя. Причем осознаем это не в ситуации смерти, болезни, любой иной катастрофы - уж тут каждый мигом вспоминает, Кто на самом деле держит все в Своей Руке. Пост - это своего рода микрокатастрофа, на которую человек идет сам, добровольно, отказываясь от того, что чаще всего не просто скрашивает обычную жизнь, но и составляет ее суть - от потребностей тела. Как шутят семинаристы, лучше я поспешу к Богу сам, чем меня к Нему приведут скорби, болезни, горе. И вот, совершая такой разворот от своего телесного, мы возвращаемся к Богу. Цель поста не наши аскетические подвиги, а оживление наших отношений с Богом. И отношения эти начинаются с покаяния, а значит, опять храм и домашнее молитвенное правило, которое в Великий пост включает покаянную молитву Ефрема Сирина.
Третья ошибка постящихся - отсутствие разумения. Преподобный Паисий Величковский объяснял: "Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, невзирая на других подвижников: каждому мера и внутренний учитель - своя совесть". Оставлять пищу надо тогда, когда "чувствуешь еще алкание". Привыкать к посту в еде надо постепенно. А вот пресекать в себе сквернословие, осуждении других, гнев надо, наоборот, резко и бескомпромиссно.
Не должно быть отчаяния, если во время долгих дней поста вы не выдержали и сорвались - съели неположенное, сказали неуместное, подумали не то: слаб человек, но наши храмы всегда открыты для покаяния. В эти дни не зря вспоминают слова святого царя Соломона о том, что праведник встанет, даже если семь раз упадет, а нечестивый погибнет. Принцип прост: сорвался, упал, встань, покайся, иди дальше.
Есть один, главный критерий того, правильно ли проходит твой пост. Святые учат: постясь, проверяй себя - живет ли в тебе любовь к людям, способен ли ты на добро?