И начнем мы с имени Лазарь, подарившего название празднику. Лазарь - греческая форма мужского имени еврейского происхождения. В переводе с иврита оно означает "Бог помог". И история с Лазарем, которая легла в основу Лазаревой субботы полностью это имя оправдывает. Итак, что же произошло с Лазарем, которому Бог помог? Что мы отмечаем 8 апреля 2023 года?
В основе праздника лежит событие воскрешения умершего Лазаря, причем в Церкви уточняют: "воскрешение четырехдневного Лазаря", то есть Лазаря, умершего четыре дня назад и "уже смердящего". Запомним, что речь идет о воскрешении мертвого - именно воскрешении, а не воскресении, в чем разница, поговорим позже. Кстати, согласно церковному преданию, Лазарь после воскрешения прожил еще 30 лет, а потом умер - как все люди.
Но кем был Лазарь, которому на четвертый день после его смерти Иисус Христос вернул жизнь, обычную жизнь в его же физическом теле? Почитаемым иудеем из Вифании. А еще другом Христа - Иисус не раз гостил в доме Лазаря, знал его сестер - Марфу и Марию.
Однажды Лазарь заболел, и его сестры, помня, что Иисус исцеляет больных и увечных, надеясь, что Он спасет и Лазаря, послали к Христу гонцов. Но, услышав нерадостную весть о болезни друга, Иисус, к удивлению многих, не поспешил к больному сразу же, нет. Как сообщает Евангелие, Он задержался еще "на два дня в том месте, где находился".
Но почему Иисус медлит, когда дело касается смертельной болезни Его друга? Этим вопросом задавались и все очевидцы происходящего две тысячи лет назад. Ответ прост. Промедление Богочеловека Святые Отцы объясняют желанием воскресить настоящего мертвеца, четверодневного и смердящего. "Для того медлит Иисус, чтобы скончался Лазарь и был погребен, чтобы потом никто не мог сказать, что Он воскресил его тогда, как тот еще не умер, что то был только глубокий сон, или лишение чувств, но не смерть", - комментирует этот момент святитель Иоанн Златоуст.
И вот, через несколько дней, Иисус с учениками, наконец, приходит в Вифанию. Приходит, когда, казалось бы, уже слишком поздно - ведь родные успели похоронить умершего!
"Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой", - восклицает Марфа, увидев Иисуса, подходящего к гробнице Лазаря. "Воскреснет брат твой", - отвечает Иисус. Евангелист Иоанн, рассказывая о воскрешении Лазаря, не скрывает сомнений, охвативших Марфу и всех пришедших оплакивать умершего Лазаря. Как верующие иудеи они знают: когда-нибудь Лазарь воскреснет из мертвых, но сейчас-то в нем жизни нет! "Прошло четыре дня после смерти! Ты пришел поздно!" - этот упрек к Христу никем не высказан, но он отчетливо слышен!
И тут Иисус произносит слова, не совсем понятные убитым горем людям, слова, имеющие глубочайший смысл: "Я - воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Верите ли в это?" Стоит ли говорить, что это обращение не только к горюющим Марфе и Марии, но и ко всем нам? А дальше происходит нечто совсем удивительное. Увидев плачущую Марию, Иисус "Сам восскорбел духом и прослезился".
Но почему Он, Бог, плакал? Зная, что Лазарь будет воскрешен! Зная, что смерть Ему, Богу, подвластна! А почему плачем мы? Когда мы плачем? Когда сострадаем другому! Бог плачет, потому что Он сострадает нам, людям! И этот момент крайне важен! Ведь он объясняет, почему Иисус Христос потом Сам принял крестные страдания и смерть. Он сделал это из сострадания к нам, людям. Из любви. Бог и есть Любовь. И это первый урок, который мы должны вынести из истории воскрешения Лазаря.
Но будем точны: в Евангелии сказано не о рыдающем Христе и даже не о плачущем, там сказано: "Прослезился Иисус". Святые учат: для нас тут пример того, как надо скорбеть об умерших. Нельзя быть несострадательным, ведь это "зверонравно", но нельзя и всецело отдаваться скорби, проливая много слез - это малодушно. И это урок второй.
Но вернемся к строгим строкам Евангелия. Подойдя к гробнице, Иисус говорит: "Уберите камень" - Лазарь был погребен в пещере, вход в которую и закрывал камень. "Господи! Уже смердит! Четыре дня прошло, как брат умер!" - пытается остановить Иисуса Марфа. Но Иисус ей в ответ: "Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?" Тогда взяли камень, Иисус же поднял глаза ввысь и воззвал громким голосом: "Лазарь, выходи!" И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. И Иисус говорит: "Развяжите его, пусть идет".
Этот властный призыв Христа "Лазарь, выходи!", который звучит в день праздника в храмах, обращен не только к Лазарю. Он обращен и к нашим душам, погребенным под спудом грехов, к душам, как выразился один святой, "от наших грехов смердящим". В одной из молитв Великого поста слышен похожий призыв: "Душа моя, восстань, что спишь?"
Но я обещала объяснить, в чем разница между воскрешением и воскресением из мертвых. Воскрешение Лазаря - это возвращение умершего, который "уже смердел", к жизни земной. А воскресение мертвых - это восстановление физических тел людей в новом состоянии. Христианство учит, что произойти все должно при втором пришествии Иисуса Христа. По словам апостола Павла, воскресение мертвых произойдет "вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся во мгновенье ока". Залогом грядущего воскресения мертвых является Воскресение Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем воскресением Иисус Христос преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения нам, людям.
Иисус Христос победил смерть, и вот как напоминание нам о том, что смерть не властна над Богочеловеком, Церковь и установила перед Страстной неделей праздник Лазаревой субботы. В день Лазаревой субботы отменяется пост, наши предки в этот день ставили на стол рыбную икру - продукт в прошлые века более доступный, чем сейчас. Догадались почему? Икринка - это зародыш новой жизни. Но ведь и смерть в христианстве - это не уход в небытие, а рождение в жизнь вечную. Так богословие проникало в бытовую жизнь, освещало ее.
А теперь самое время вернуть к началу статьи. Уверена, о том, какое отношение к воскрешению Лазаря и Лазаревой субботе имеют передвижные больницы - лазареты, вы уже догадались. Но что с лазурью? И тут тоже ничего сложного: слова "лазоревый, лазурь" означают оттенок синего, цвет неба в ясный день, цвет Божественного покоя и Божественной вечности. Не берусь утверждать, что слова "лазоревый, лазурь" происходят от имени Лазарь, означающего, напомню, "Бог помог", но то, что эти слова созвучны, очевидно.
А теперь про знаменитую фреску Джотто "Воскрешение Лазаря" и третий урок нашего праздника. Вглядитесь в этот шедевр живописи! В этот ярко-лазурный цвет Небес здесь. Искусствоведы считают Джотто величайшим красочным символистом, поэтому перед нами не просто синее небо, нет! Небесная лазурь фрески - символ Божественного в нашем мире! А теперь обратите внимание: небо у Джотто начинается не где-то там, в вышине, оно вокруг, оно рядом, оно плотно заполняет собой все свободное пространство! И не только потому, что тут, на наших глазах, творится чудо - воскрешение уже умершего Лазаря. Нет, Бог всегда не где-то там далеко, а здесь, Его Любовь всегда с нами - и это третий урок праздника под названием Лазарева суббота!