Невзирая на геополитические сложности, Транссибирский фестиваль продолжает удивлять разнообразием концертных программ, международным составом артистов и яркостью мировых премьер. Для юбилейного сезона худрук фестиваля Вадим Репин приготовил нечто особенное: премьеру Скрипичного концерта Михаила Плетнева ждали, казалось, все: музыканты, меломаны, журналисты, публика - и, как показало его исполнение в Концертном зале им. Арнольда Каца, не напрасно.
В исторически трудные времена гении, художники, творцы всегда особенно остро ощущали эмоциональный зов времени, увековечивая его в своих шедеврах. Таким был Шостакович: его симфонии - своеобразная "кардиограмма" советской эпохи, ее музыкальный духовно-исторический и эмоциональный "рентген". Таковым стал и Скрипичный концерт Михаила Плетнева (в блестящем премьерном исполнении Вадима Репина и Российского национального оркестра под управлением Алессандро Кадарио из Милана). Созданное в конце 2022 года сочинение стало своеобразной музыкальной исповедью, отразившей события последних лет, перевернувшие весь мир.
Выдающийся пианист, знаменитый дирижер, Плетнев не так широко известен как композитор. Однако тех, кто знает об интровертности маэстро в жизни и традиционном стиле его предыдущих сочинений, откровенность Скрипичного концерта потрясет: это эмоционально насыщенная партитура с ощутимым влиянием музыки Шостаковича - и в "рваном", будто задыхающемся тематизме, и в выборе нетривиальных тембровых сочетаний в оркестровке (усиленная роль "несентиментальных" медных духовых в сочетании с группами инструментов, максимально приближенных к тембру человеческого голоса - виолончелями и альтами). Компактное по объему (около 20 минут звучания), симфоническое полотно вместило многое: философское размышление (1-я часть), иронию и сарказм как способ самозащиты в скерцо 2-й части (Allegretto), драму и беззаветное отчаяние, переходящее в мрачный катарсис и пустоту (финал).
Это, бесспорно, незаурядное сочинение Репин исполнил с виртуозным блеском, глубоким чувством и впечатляющей убедительностью. После заключительного тона скрипки, растворяющегося в инфернальных созвучиях оркестра, напоминающего эстетику поздних сочинений Губайдулиной, скрипач смахнул с лица скупую слезу - зал взорвался аплодисментами. Это был, несомненно, один из самых ярких концертов Фестиваля. К слову, премьера также была представлена московской публике в 9 апреля в Концертном зале им. Чайковского.
"Уже на репетициях, - признается Вадим Репин, - я понял, что на сцене эта музыка доставит большое удовлетворение. Не зря мучаешься, переживаешь, не спишь ночами, когда музыка крутится голове. Мне очень понравилось исполнять этот концерт - это большая отдушина. Помимо Москвы, я бы хотел сыграть его еще в Санкт-Петербурге и других городах".
В день 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова Транссиб подготовил еще один подарок для слушателей - рахманиновскую программу с легендарными шедеврами русского гения: Третьим фортепианным концертом (солист - Константин Лифшиц) и оркестровой сюитой "Симфонические танцы" (Новосибирский симфонический оркестр под управлением Димитриса Ботиниса).
Исполнение пианиста Лифшица отличает артикуляционная ясность, зрелая эмоциональность и мощное интеллектуальное начало. Известный своими нетривиальными интерпретациями и монографическими программами с музыкой Баха - он по-баховски подошел и к Рахманинову, сделав ставку не столько на виртуозность, сколько на ясность: выпуклая полифония голосов и множества подголосков, которыми так богата музыка Рахманинова, звучала великолепно. Особенным был и бис: в ответ на овации зала Лифшиц исполнил XIV и XV вариации из рахманиновского цикла "Вариации на тему Корелли".
Константин Лифшиц, давний друг фестиваля, участвует в Транссибе уже в пятый раз; приезжал и в сложный пандемийный год, приехал и теперь. "Я счастлив каждому концерту, - признался пианист после концерта. - Что касается концертов в России, у меня здесь своя аудитория, которая со мной, надеюсь, на одной волне".