События 2022 года подтолкнули руководство Ростовской АЭС в Волгодонске к ускорению замещения импортных узлов и агрегатов. Как рассказал директор станции Андрей Сальников, импортозамещением на РоАЭС начали заниматься еще в 2014 году, когда после воссоединения Крыма с Россией последовал первый пакет западных санкций. В 2022 году поставки уже других, более важных элементов попали под полный запрет. Прежде всего, это, по словам Андрея Сальникова, касается всех четырех турбин, которые произведены в Харькове. Комплектующие для их ремонта также получали с Украины. Часть насосного оборудования станции поставлялась из украинского города Сумы.
- Когда возникли сложности, мы, условно говоря, взяли чистый лист бумаги и написали, какие запчасти нам нужны, какие мы раньше, допустим, покупали на Украине, а сегодня купить не можем. Перечень составили. Часть конструкторской документации у нас была, часть пришлось заказывать в специализированных организациях. Сложные в изготовлении детали, которые не позволяет сделать наш станочный парк, мы отдаем сторонним организациям, - отметил Андрей Сальников.
В 2022 году многие цепочки поставок из стран Запада были разорваны. Впрочем, по словам директора РоАЭС, сейчас наблюдается обратный процесс: некоторые производители возвращаются или работают через других поставщиков по схеме параллельного импорта.
Тем не менее на станции уже разработана программа импортозамещения, хотя пока не все вопросы решены. Часть импортного оборудования безболезненно заменена. Например, в градирнях станции есть пластиковые оросители чешского и немецкого производства, поставки которых прекращены. Однако за короткий срок в России нашли предприятие, уже выпустившее опытную партию оросителей. Они поставлены на градирню РоАЭС. Новое оборудование показало себя хорошо, поэтому проблему с поставками решили.
Другое направление деятельности РоАЭС - это разработка конструкторской документации на запчасти, которые закупали за границей. Сейчас уже определена номенклатура деталей, по ней предстоит создать конструкторскую документацию. Станция сотрудничает с российскими производителями, причем некоторые из них сосредоточены здесь же, в Волгодонске. В городе еще в советское время в интересах атомной промышленности открыли мощный производственный кластер.
На станции также составлена конструкторская группа, которой поручили необходимый набор лицензионных разрешительных документов. Часть этих изделий уже готовы выпускать на производственной площадке РоАЭС.
По словам директора станции, РоАЭС и вся промышленность адаптируются достаточно быстро. Налаживаются и альтернативные поставки из дружественных стран - Беларуси, Китая, Индии.
- Я патриот и с большим удовольствием покупал бы оборудование российского производства. Но когда ушли западные партнеры, мы увидели, как много оборудования у нас не производится. Есть и другие страны, тот же Китай, например, где выпускают практически все. Да, мы сегодня покупаем, но завтра должны делать уже сами. К сожалению, пока так не получается, поэтому ориентируемся частично на другие страны. Например, определенный тип трансформаторов, который у нас не производится, нашли в Индии. Так и с другими комплектующими, - рассказал Андрей Сальников.
В мае 2023 года на станции завершат плановый ремонт первого энергоблока. Каждый год около 3 - 3,5 миллиарда рублей выделяют на модернизацию, до 70 процентов идет на ремонт первого энергоблока, продление его ресурса. Оставшееся распределяется между другими энергоблоками.
Примечательно, что атомщики уже готовятся к в 2030 году, когда подойдет к концу 30-летний срок эксплуатации первого энергоблока. По плану его работу должны продлить еще на 30 лет - сейчас принимаются соответствующие меры. Как только будет получена лицензия, первый энергоблок сможет функционировать до 2060 года.
Сегодня, по словам Андрея Сальникова, разрабатывается концепция развития атомной генерации в европейской части России. Ее должны подготовить до конца этого года. Будет определено, сколько блоков, какой мощности и где должны строить в России. На юге подбирают площадки для размещения минимум одной станции за горизонтом 2035 года.
Концерн, куда входит РоАЭС, активно работает над возобновляемыми источниками энергии. Это уникальная российская технология, которая позволит вырабатывать энергию, используя отработанное ядерное топливо.
- Сжигая уран, мы получаем в результате физической реакции другой элемент, являющийся топливом, - перспективные реакторы на быстрых нейтронах позволят на нем работать. Сейчас думаем над тем, чтобы этот замкнутый цикл из теории превратить в практику. Строятся соответствующие заводы, где из отработанного топлива будут извлекать новое и использовать. Эти реакторы потенциально могут работать с коэффициентом воспроизводства больше единицы. Условно говоря, мы один килограмм топлива спалили, а у нас образовалось 1,2 килограмма нового. Думаю, в течение двух-трех лет мы такую технологию получим, - отметил Андрей Сальников.
Таким образом, большинство реакторов, которые начнут строить после 2035 года, будут реакторами на быстрых нейтронах, это безусловный прорыв в отрасли, которая к данному сроку будет максимально заточена под российское оборудование и комплектующие.
Справка "РГ"
Ростовская АЭС - единственная на юге России, она стоит на берегу Цимлянского водохранилища в 13,5 километра от Волгодонска.
На АЭС эксплуатируются реакторы типа ВВЭР-1000 установленной мощностью 1000 мегаватт каждый, работает четыре энергоблока, которые поочередно вводили в эксплуатацию в 2001 - 2028 годах. В 2022-м Ростовская АЭС увеличила производство электроэнергии на 10,5 процента, достигнув исторического максимума и обеспечив годовую выработку 35,046 миллиарда киловатт-часов.