16.04.2023 13:00
Культура

Почему литература про разведчиков и шпионов становится все более популярной

Текст:  Николай Долгополов (трижды лауреат литературной премии имени Е. Примакова Службы внешней разведки)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №79 (9024)
Настоящий феномен: книги и фильмы, посвященные всякого рода разведке, вот уже несколько лет подряд прибавляют в популярности. И вопрос "а почему?" тут вполне уместен. Что ж, постараемся разобраться.
"Отец" Штирлица Юлиан Семенов поведал Вячеславу Тихонову немало интересного о своем герое. / reutov.net
Читать на сайте RG.RU

Разведчики и шпионы

Начнем с терминов. Атомный разведчик, Герой России, летописец до конца нераскрытой истории научно-технической разведки Владимир Борисович Барковский, пытавшийся образовать меня, неуча, взявшегося за сложную тему, объяснял это просто. Сразу предложил раз и навсегда усвоить: наши люди, действующие "там" нелегально под чужой фамилией или под крышей каких-то учреждений, - всегда разведчики. А вот они - шпионы. И если запутаюсь, то можно пенять на себя: "Никто из профессионалов и разговаривать с вами не будет".

Еще одно разъяснение от Барковского. Жители государств, добывающие секреты для нашей страны, это - друзья и не надо называть их агентами. А вот завербованные на нашей территории носители российских секретов - шпионы или, если помягче, действительно агенты.

От Эдгара По и до Юлиана Семенова

Не углубляясь в дебри, сразу запишем американца Эдгара По в создатели классического детектива, рожденного его усилиями в середине XIX века. Быстренько проскочим "их" важнейшие "остановки" - Конан Дойл, Агата Кристи, Джон Ле Карре... И доберемся до отечественных Вадима Кожевникова, Льва Шейнина и, наконец, до основателя современного разведывательно-полудокументального жанра Юлиана Семенова.

На мой взгляд, именно Юлиан Семенович и растаможил отечественный детектив, растормошил его читателей и почитателей. Не будь его, мы бы так и остались в неведении относительно советских, ставшими родными и близкими, героев. Ведь свои герои ближе не только к телу, главное - к сердцу.

Джеймс Бонд, типичное порождение вечно "холодной войны", был интересен в основном хорошо состряпанным сюжетом и лихими любовными похождениями. Его взахлеб смотрели, но сказать, чтоб любили...

Таежный диктант. Василий Авченко рассказал подробности о тексте этого года

И вот Юлиан Семенов изобретает Макса Отто фон Штирлица - штандартенфюрера СС. Он же русский разведчик-нелегал, полковник Максим Максимович Исаев. И моментальный всплеск законной гордости - как мы этих нацистов дурачили. Тут же десятки мифов о персонаже. Нет передачи, дискуссии о Штирлице, где бы не разгорался спор о настоящем прообразе Штирлица. Звучат десятки имен. Но нет и не может быть одного достоверного, ибо образ собирательный. Так это же прекрасно! Значит, Штирлиц до сих пор потрясающе привлекает. Мифы - тоже здорово, когда они невольно рождаются на пользу дела. Сугубо литературный герой тут же "завербовал" читателей: книги Семенова издавались тиражом в 20 миллионов.

Строгие разведчики чуть не официально приняли Штирлица в стройные ряды, недавно установив ему памятник на территории штаб-квартиры в Ясенево. И здесь всем нам - разведке, зрителям, читателям, режиссеру "Семнадцати мгновений весны" Татьяне Лиозновой - несказанно повезло. Лучше, чем Вячеслав Тихонов, эту роль не сыграл бы никто. Вот он (памятник) сидит на траве в центре нашей разведки. Вылитый Тихонов, наш такой российский и такой народный. Хотя, по словам многих настоящих Штирлицев, этот, киношный, попался бы на второй день. Уж очень яркий красавец, привлекающий к себе внимание. Ну и что? Эх, если бы нашелся кто-то, сумевший создать образ нового Исаева - Штирлица. Неважно даже, разведчика, учителя, строителя, государственного деятеля... А то все больше рождается мерзавцев или до конца дней сомневающихся в себе и в стране страдальцев. А нам так нужен настоящий Герой. Именно сейчас, сегодня.

И в поисках его российский народ все чаще заглядывает в книжные и киношные ряды, где властвуют детективы. Кто ищет, тот находит. Ну, пусть не масштабов Исаева, рангом поменьше, в творческом плане до Семенова не дотягивающего и не так искусно выписанного. Но хочется. И многие вполне удовлетворяют это желание.

Издатели и киношники готовы

У производителей многообразного детективного контента ушки на макушке. Чуть обозначился интерес публики, так сразу запестрели соответствующими обложками книжные магазины всех мастей, замелькали на экранах кадры со скромными мужественными товарищами сложной профессии. И спрос медленно, зато годами поднимается. В "Литресе" радость: продажи документальных и художественных книг о разведчиках-шпионах выросли за первые три месяца по сравнению с прошлым годом чуть не вдвое.

Цветы отцу и персонажу от дочерей - Анны Тихоновой и Ольги Семеновой. / Пресс-бюро СВР РФ

Издательства "Эксмо-АСТ", "Молодая гвардия", "Вече", "Кучково поле"... (это лишь те, чьи книги на заданную тему попались мне на глаза) вполне удовлетворяют возросший спрос. Не стану давать рекомендации, что почитать. Скажу лишь, что за тридцать лет, что работаю над темой, моя библиотека не пополнялась соответствующей литературой с такой все набирающей прыть скоростью как теперь.

Однако не могу не заметить: некоторых, меня в их числе, больше привлекает документалистика. Наверное, "Молодая гвардия" первая подметила тренд, не скупясь, выделив под разведчиков легендарную серию "ЖЗЛ". Документальный жанр помимо привлекательных героев в точных выписанных рукописях, требует нужного оформления: классических суперобложек, множества фотографий, часть из которых обязательно сопровождается пометкой "публикуется впервые", хорошего, ни в коем случае, не блеклого и не мелкого шрифта. Смотришь на книгу, и не просто хочется взять полистать, но и решиться выложить определенную сумму. За все хорошее, пора привыкать, надо и хорошо платить. И другие издательства не отстают. Наверняка и поэтому книги о разведке все чаще получают не только чисто корпоративные, но и всероссийские премии.

Заполонили экраны разведывательные детективы. От них впечатления совсем разные. Крепко борются между собой две кинотенденции. Правда и только правда об историческом персонаже из разведки, что превращает картину в произведение искусства, и в то же время несколько сужая возможности творцов. Или вымысел, нагромождение, сплошная стрельба и автогонки в стиле Шумахера, что дает зрелищность и посещаемость. Однако загоняет достоверность куда-то в подпол, заставляет сомневаться в подлинности и вызывает ощущение некого клубничного вкуса.

К 200-летию Александра Островского МГУ запускает студенческий фестиваль

И вот тут выскажу свое. При оценках не надо ничего разрубать топором надвое: плохо и хорошо, правда - вымысел. Каждому свое. Мне, к примеру, понравился телесериал "Начальник разведки" о молодом ее начальнике военных лет Павле Михайловиче Фитине. Несмотря на некоторые расхождения с настоящей биографией героя, о котором вспомнили лишь спустя полвека, детективная драма заставляет о многом задуматься. А к услугам тех, кто захочет узнать истинную историю генерал-лейтенанта Фитина, выпущено несколько книг о человеке, создававшем наравне с советскими учеными первую нашу атомную бомбу.

Только что показанный телесериал "Шпион" держал в напряжении две недели. Столько всего наворочено, столько экстрима вставлено. Но смотрится, захватывает. Непонятный до конца финал вселяет надежду, что последует продолжение и новая встреча с когортой знаменитых актеров во главе со все успевающим Сергеем Безруковым. По совпадению однофамильцем недавно рассекреченного разведчика-нелегала полковника Андрея Безрукова.

Кстати

Семенова и Ботяна вспомнили в Париже В Русском доме в Париже прошел вечер памяти Юлиана Семенова, ушедшего 30 лет назад. Дочь писателя Ольга Семенова и переводчица его книг на французский Моник Слодзиан рассказали о его творчестве и романе "Майор Вихрь". Аудитория посмотрела документальный фильм о прототипе главного героя А.Н. Ботяне, прославленном разведчике, Герое России, который умер в Москве в 103 года.

Вечер проходил на французском языке с русским переводом.

Литература