12.04.2023 11:48
В мире

"Похвала разрушает". Актер Сергей Перегудов - о вере, надежде и любви

Текст:  Александр Ярошенко (Yaroshenko68@mail.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №13 (1073)
Он родился в небольшом сибирском городе Надыме, где не было ни одного театра. После школы, чтобы не расстраивать родителей, пошел учиться на экономиста. Но, будучи студентом-первокурсником, впервые попал в профессиональный театр как зритель и... заболел сценой. Бросил институт. Спустя несколько месяцев с первого раза поступил в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Сегодня Сергей Перегудов - ведущий актер академического театра Ленсовета, лауреат высшей Петербургской премии "Золотой софит". На сцене он одинаково достоверен в ролях императора Клавдия, гоголевского Ноздрева и старца Зосимы. Снялся более чем в ста фильмах. А еще Сергей Перегудов - попечитель благотворительных фондов "Подари мне крылья" и "Вера и Надежда". Наш разговор получился очень личным.
Сергей Перегудов: Мне кажется, что в этой жизни самое главное — мера. / Photoxpress
Читать на сайте RG.RU

Про талант и ремесло

Актерская профессия, она с очень многими подводными течениями, часто коварными и поначалу непонятными. Потому что все в этой профессии направлено на губительные вещи, я бы сказал, как это ни странно звучит.

Суть результатов работы - любая похвала, а это неизбежно, ты ради этого куда-то движешься, и это тебя разрушает. Это немножко примитивно и грубо, но это так. Это разрушает, останавливает тебя, приводит в какую-то стагнацию. Опять же, не надо в другую крайность впадать. Не надо посылать всех. "Ах, не льстите мне, я не такой! Я ничто! Я ничтожество!" Не надо. Принимай. О'кей, спасибо. И иди дальше.

Это всегда было в каких-то оттенках, в каких-то вырванных кусках во мне. Но сформулировано окончательно, наверное, после рождения ребенка. Пять месяцев назад родился Матвей, и сразу стало понятно, где лежит смысл бытия. Но точно не на сцене...

Вообще природа таланта ранима - и это хорошо, без этого и таланта не будет. Неспроста раньше было лечение кровопусканием. Так же и здесь. Может, надо сдать кровь в донорском отделе, чтобы твоя благодать тебя настигла.

Тут такие очень философские вещи. Понимаю, что есть лучше меня. Более того, я даже уверен в этом, что они есть. Когда я смотрю на актера и понимаю, что сам так не могу, то прихожу в восторг. Я так радуюсь, что есть талантливые люди, и я не знаю, как они это делают. Хотя я знаю всю кухню актерскую. Нас всех учили по одним и тем же упражнениям. Одними и теми же схемами. Но настолько каждый человек индивидуален, что я порой не понимаю, откуда он это берет. В этом и прелесть этой профессии, и кайф, что я не знаю, откуда он это берет. Я беру из каких-то других вещей. И я не могу сделать какие-то вещи. Но я могу сделать по-своему.

Про сцену и забвение

Режиссер Игорь Угольников - о своей киностудии и миссии исторического кино

Сцена не стоит того, чтобы на нее класть жизнь. Как ни цинично это будет звучать, но она никого не запоминает. Костя Хабенский ушел, через неделю его роль уже играл другой артист, и залы были полные. Критерий качества - это очень индивидуальная и очень тонкая вещь, которую может оценить только твой педагог, твой коллега, любящий тебя. Или коллега не любящий.

До сих пор говорим: актеры служат театру. Сейчас мы это говорим с гордо поднятой головой. Но вообще я за меру. Мне кажется, что в этой жизни самое главное - мера. Везде, где угодно. Опять же, к этой законченной мысли меня привел ребенок. А еще, когда есть съемки, я езжу по другим городам, общаюсь с другими актерами и - вижу другую жизнь.

Я 23 года в театре. Я безумно благодарен ему за то, что он меня вырастил. В ответ я ему отдал свои 23 года. Играл и по 20, и по 25 спектаклей в месяц. А сейчас, слава богу, думаю, что есть и другая жизнь. Понимаете, от момента, когда ты ушел, и до момента, пока про тебя забыли, - это пять минут. И тебя нет.

Поколение актеров, которые сейчас пришли, к ужасу, они уже даже не знают Алису Фрейндлих. Да, мы тоже не видели ее спектакли, но мы видели фильмы. А они не смотрели даже фильмы с ней. Это ужасно, но это правда жизни.

А главное, я не могу их упрекать в этом, потому что они молодые, современные и сегодня дышащие. У них есть свои рэперы, свой мир. Молодые уже давно все промыслили. Да, благодаря гаджетам. Да, благодаря сегодняшней резвости. Какому-то цинизму, как это ни странно. Может быть, они чересчур меркантильны, зависимы от денег, от каких-то связей. Но у них скорость мысли быстрее. А вы все там: "Как, вы не знаете Олега Валериановича Басилашвили?" Не знают. И не надо поражаться. .. Я не люблю этого пафоса "передача эстафеты". Господи, поверьте мне, они сами научатся. У них есть точно такой же талант, они точно так же его по-своему взрастят. Свои шишки набьют. Надо понять и принять. А это самое сложное, мне кажется.

Про добро

Директор Минского ТЮЗа Вера Полякова-Макей - о том, чем живет детский театр

Почему я занимаюсь благотворительностью? (пауза) Это тончайшая вещь. Она тонкая даже в православном, религиозном плане. Например, я человек постящийся. Мне однажды в Оптиной пустыни батюшка сказал: "А ты как говоришь, что пост держишь? Если ты пришел в кафе и с тобой пять человек, а ты говоришь: я не буду это, то ты тем самым ставишь себя выше всех остальных. То есть они недостойные, а ты весь такой правильный. Например, умный монах, который десятилетие не ест мяса, когда придет в гости, и если хозяин от своего благодушия, от своего гостеприимства поставит на стол мясо, - послушник будет есть. Да, и будет плохо, потому что он не ел уже 10 лет мясо. Но еще больший грех - не принять благодарно то, что тебе дает хозяин".

Я в сторону ушел от вопроса про благотворительность. Мне кажется, что это одна из важнейших вещей, которую может сделать человек, более-менее известный. Осветить эту проблему. Привлечь внимание меценатов, волонтеров.

Чего мне хочется от жизни? Гармонично соединять нехватку времени для семьи с работой. Чтобы был какой-то баланс. Не всегда это получается, увы

Но есть еще одна вещь. Детям в большей степени, чем материальные блага, необходимо внимание. Я считаю, что внимание - вообще дефицит для всего человечества. От нехватки внимания происходят страшные вещи. Разводы, суициды. В самой глубине трагедий лежит это. Грудной ребенок будет кричать, потому что нет внимания. Прижал его, погладил, и он успокоился...

Так вот, приехать в детский дом на полтора часа, показать мастер-класс, попеть с ребятишками песни. Вы не представляете, как они вдохновляются! У них появляется мотивация в жизни. И это дорогого стоит. То есть в тот момент ты понимаешь: для тебя это часть твоей профессии, ты каждый вечер выходишь на сцену. А для него это воздух. А главное, это так легко, так просто. Это вообще тебе не составляет труда. Не надо учить текст, не надо стараться репетировать месяц. Просто приди и отдай свой кусочек времени. Вот поэтому мне это дорого и важно.

Про веру и мечту

"Я был просто предназначен для сцены с детства": Артем Каминский - о своем театре и новых ролях

Я очень много раз был в Беларуси. В Театре Янки Купалы в Минске мы играли спектакли. Был на родине Шагала. Я очень люблю эту страну - за простоту, за откровенность, за искренность. И там очень вкусно! Давайте не будем это скрывать. И люди там искренние, открытые. С доверием к тебе.

Это такая наивность хорошая. Редкая сегодня, особенно в наших двух городах, в Питере и Москве. А в Беларуси она есть. И это, в общем-то, и держало нас на плаву во время съемочных периодов в Минске. Потому что группа давала какой-то заряд очень положительной энергии. На съемочной площадке всегда царила хорошая атмосфера. Съемочная группа в основном состояла из белорусов, именно они несли радость общения. Там вообще есть такое ощущение семьи, какой-то домашности. Начиная от кухни домашней и заканчивая отношениями.

Чего мне хочется от жизни? Хочется гармонично соединять нехватку времени для семьи с работой. Не всегда этот баланс выдерживается. Бывает, чаша весов клонится в сторону работы. Но уверен, что семья тоже должна иногда без меня находиться. Чтобы был какой-то баланс. Чтобы я зарабатывал деньги и мы ощущали какую-то скуку друг без друга. Человек - забавное существо, которому всегда что-то не так. Много работы - плохо. Мало работы - тоже отвратительно.

Порой думаешь: "Господи, да будь ты доволен тем, что есть". К вере я пришел через людей. Господь всегда и ведет нас через людей. Чаще - через недоброжелателей. Это тоже дорога через людей. Наверняка там все просчитано.

Беларусь