Директор Минского ТЮЗа Вера Полякова-Макей - о том, чем живет детский театр
Вера Александровна, с чего начали в новом качестве?
Вера Полякова-Макей: Внесли поправку, теперь - это театр для... детей. Сейчас наполняем репертуар, ставим современные молодежные спектакли, но по классическим произведениям. Важно, чтобы зритель от двенадцати и старше смотрел и белорусскую, и русскую классику, чтобы детям захотелось прочитать или перечитать произведение. Зритель слабо посещал театр. Моя задача его привлечь.
Театр начинается с вешалки?
Вера Полякова-Макей: Не только, но и с кафе. Зритель за деньги, которые потратил на билет, должен получить максимум удовольствия. Мы, например, еще водим экскурсии по музею театра, где собраны макеты, афиши, костюмы старых спектаклей.
Будет обновлен репертуар?
Вера Полякова-Макей: Выйдем на 50 процентов белорусских спектаклей и 50 российских. Был период, когда спектакли шли только на белорусском языке. Это ограничивает репертуар и выезд на гастроли. В Беларуси два государственных языка, и наш зритель должен выбирать спектакль на любой вкус. Московскому зрителю мы привезли спектакль "Женя + Таня = Любовь" по "Евгению Онегину" Пушкина. Режиссер Татьяна Самбук, спектакли которой в Москве уже показал "ТриТформаТ".
А почему такое хипстерское название?
Вера Полякова-Макей: Чтобы завлечь зрителя. Он приходит в зал и вдруг понимает, что спектакль-то в стихах!
Этой постановкой мы закрываем 30 мая фестиваль "Радуга" в Санкт-Петербурге, затем там еще сыграем пять спектаклей.
На фестивалях выступаете часто?
Вера Полякова-Макей: На престижном фестивале "Белая Вежа", где собираются театры девяти стран, показали спектакль Татьяны Самбук "Альпы. Сорок первый" по произведению Василя Быкова "Альпийская баллада". На фестивале национальной драматургии в Бобруйске Татьяна Самбук названа лучшим режиссером Беларуси. Мы считаем ее своим человеком - она уже четвертый год живет в Беларуси. Мы ее переманили из Тихвина, из-под Санкт-Петербурга.
На "Славянский базар в Витебске" собираетесь?
Вера Полякова-Макей: Да, директор фестиваля определяется с выбором спектакля. Я поеду с "Вишневым садом", а от ТЮЗа предложили три спектакля: "Альпы. Сорок первый", "Жена + Таня...", "Пиковая дама".
Как изменился ваш рабочий день?
Вера Полякова-Макей: Я прилетела в 9.10 в Москву, и было такое количество переговоров, что в гостиницу вошла в половине десятого вечера. Обсуждали переход ТЮЗа на новое финансирование по принципу 50 на 50. Договаривалась о гастролях Московского областного ТЮЗа под руководством заслуженной артистки России Нонны Гришаевой со спектаклями "Чайка" и "Про мою маму и про меня".
Какой зритель ходит в ТЮЗ?
Вера Полякова-Макей: Я продвигаю лозунг: от рождения до 99. Недавно был проект с Гродненской филармонией, которая привезла свой оркестр и "Мосты любви" с советскими песнями. В зале были пенсионеры, инвалиды. В ТЮЗ можно ходить всем. Порог этого театра впервые в жизни переступают дети. Сюда бабушки приводят внуков, а потом приходят с дедушками и подругами.
Современных "Онегиных" много. Каков ваш?
Вера Полякова-Макей: Очень красивая сценография - работа Татьяны Самбук и художника Дарьи Волковой, потрясающая музыка композитора из Москвы Дарьи Гарбузняк. Ее записал Президентский оркестр Республики Беларусь под управлением Виталия Кульбакова. Получился интересный симбиоз. Активно сотрудничаем с российскими режиссерами. Мы не нарушаем текст. В "Жене + Тане = Любовь" звучат стихи Пушкина. Зрители восхищены.
А что с "ТриТформаТом", которому исполнилось 10 лет?
Вера Полякова-Макей: В "ТриТформаТе" продолжаю играть. 17 марта мы привезем в Москву "Вишневый сад", приступаем к постановке "Мастера и Маргариты". У меня грядет юбилей, хочется порадовать зрителей новыми постановками. У "ТриТформаТа" появилось свое лицо. Виден почерк Татьяны Самбук (вгиковская ученица С. Соловьева. - Прим. авт.).
У вас есть любимый спектакль?
Вера Полякова-Макей: Был "Каренина", теперь - "Вишневый сад". "Каренина" по-прежнему очень востребованный спектакль, но Раневская в "Вишневом саде" открыла какую-то новую грань во мне.
Вы играли в Театре-студии киноактера под руководством лауреата премии Союзного государства Александра Ефремова.
Вера Полякова-Макей: Я там не работаю, но артист, который уезжал жить в другую страну, попросил вспомнить, как это было. Я сыграла в "Поисках истинного я", и выяснилось, зритель меня помнит. Люди сидели на приставных стульях.
Младший сын определился с профессией?
Вера Полякова-Макей: Еще нет, продолжает играть в спектакле "Три сестры". Я никогда не давила ни на старшего, ни на младшего. Важно, чтобы человек занимался тем, что ему интересно.
Чтобы не терять контакта с детьми, нужно быть звездой "ТикТока!?
Вера Полякова-Макей: Я продолжаю ею быть. Если телепрограмма "Наше утро", которую ведем с Александром Серебренниковым, не набирает миллион просмотров, значит, не дотянули.
После спектакля вам несут охапки цветов. Какие любимые?
Вера Полякова-Макей: Обычно дарят розы, а я люблю простые ромашки, подсолнухи, пионы. Пионы быстро отцветают, но зато невероятно пахнут.
Как оцениваете свой возраст?
Вера Полякова-Макей: Важно, как человек себя сам ощущает. Моя жизнь сейчас стала в два раза быстрее, стало в два раза больше работы. Мне говорят, что я даже помолодела. Судьба подкидывает все новые вызовы и испытания, но я уже накопила внутренние ресурсы, чтобы двигаться вперед. Я стала больше следить за собой, делаю зарядку. Говорят, мне на вид 35.
Филипп Киркоров был на премьере "Карениной". А на "онегинский" спектакль приглашали?
Вера Полякова-Макей: Он все время куда-то улетает. У нас теплые отношения.
Вы сильно похудели...
Вера Полякова-Макей: После болезни ковидом похудела на 10 кг и сейчас еще на десять. Я мясоед. Вкусно готовлю все, что связано с индейкой. Люблю картошку, как любой белорус. Сегодня зашла в ресторан, взяла суп и картошку.
Вы росли в спортивной семье. Родители хотели, чтобы вы стали артисткой?
Вера Полякова-Макей: Мама - доктор наук, до сих пор преподает в университете физической культуры и спорта. Ее вид спорта - стрельба из пистолета и винтовки. Родители не хотели, чтобы стала актрисой, но счастливы, хотя профессия - ужасная. Я каждую роль "проживаю" в семье. Какие-то идеи рождаются после полуночи.
Вы сова?
Вера Полякова-Макей: Сова, которая стала жаворонком. В половине седьмого утра начинаю свой день.
Вы - человек-оркестр. Трудно сказать, лучше поете или играете.
Полякова-Макей: В спектаклях всегда пою. Два года назад вышел второй альбом "Актриса" с новыми песнями.