Его не раз спрашивали, зачем такой величественный храм заштатному городку. Он отвечал, что "будет время, когда ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь". Архитектор собора Леонтий Бенуа считал свое творение чуть ли не лучшим. А в 1983 году здесь открылся Музей хрусталя, вошедший в состав Владимиро-Суздальский музея-заповедника. Если бы не музей, спасти уникальный собор было бы невозможно: несколько десятилетий он стоял полуразрушенным. "РГ" побывала на выставке в музее и на заводе и рассказывает, какие экспонаты там точно стоит увидеть.
Фреска "Страшный суд" Виктора Васнецова
Мимо этой картины вы не пройдете. Западную стену Георгиевского собора украшает полотно семь на семь метров, которое создавалось Виктором Васнецовым в течение восьми лет (сам храм строили 11 лет). Иисус смотрит с небес прямо на зрителя, а Ангел в центре держит весы, на которых в одной чаше добродетели человеческие, на другой - злодеяния. Вокруг сонмы воскресших людей, разверстая земля, кишащая геенна огненная и змей, который так и манит человека перейти на его сторону. Страшная оратория вне времени и пространства, напоминающая о неминуемости Высшего суда. Зато в алтарной части собора - жизнеутверждающая мозаика Владимира Фролова "О тебе радуется, Благодатная" по эскизам Виктора Васнецова.
На выставке "Гимн стеклу", открытой в подклете собора, на фотографиях можно увидеть, как шла реставрация Георгиевского собора. В 1930-е годы храм закрыли и превратили во Дворец труда имени Троцкого, в дальнейшем здесь были библиотека и кинотеатр. Как будто гигантским ножом срезали всю верхнюю часть храма - купола и колокольню. А вместо мозаики святого Георгия над входом планировали повесить портрет Льва Троцкого. Полотно "Страшный суд" долгое время пролежало в сложенном виде, а затем его наспех вывезли в Успенский собор во Владимире. В конце 70-х годов чудом восстановили - полотно было проколото более чем в 70 местах. Размеры картины требовали большого помещения, поэтому реставрировали ее в Екатерининском дворце в Пушкине.
Бокалы и графин из сервиза Мальцовых
Во второй половине XVIII века завод в Гусь-Хрустальном изготавливал простую аптекарскую посуду. Тогда в России еще не был известен рецепт хрусталя, хотя в Англии его открыли в XVII веке. Зато на заказ на заводе выпускали настоящие произведения искусства - торжественные парадные кубки в стиле барокко из простого стекла, которые украшала тончайшая гравировка, наносившаяся на изделие остро заточенным медным колесиком, прикрепленным к вращающейся оси, и расписанные золотом. Стоили они немало и украшали интерьеры исключительно богатых знатных домов.
Три рюмочки "мухи"
Узенькие, вытянутые "мухи", вмещающие не больше столовой ложки напитка, подавались в трактирах в XVIII веке. Царь Петр велел их владельцам наливать посетителям первую рюмку бесплатно. Часто гости питейных заведений этим и ограничивались, перемещаясь за бесплатным подношением от одного кабака к другому. Трактирщики терпели убытки. Но вскоре попросили стекольщиков изготовить специальные рюмки - "мухи". Ведь царь размер рюмки не определил. После такой гостям точно хотелось продолжения банкета. Кстати, дядя пушкинского Евгения Онегина давил именно этих мух, а не назойливых насекомых: "Он в том покое поселился, /Где деревенский старожил /Лет сорок с ключницей бранился, /В окно смотрел и мух давил".
Вазы в стиле галле
Матовые желтые, сиренево-серые вазы с рисунком, как будто росписью, созданы во французском стиле галле. Причем этот рисунок - как правило, пейзаж или растительный орнамент - создается не кистью, а специальной техникой многослойного травления стекла плавиковой кислотой. Вазы в стиле галле стояли в личных покоях Николая II и его супруги Александры Федоровны. А Оскар Уайльд говорил, что "в такие вазы нельзя ставить цветы - они всегда будут выглядеть в них увядшими". Вазы делались исключительно на заказ и стоили невероятно дорого. Сейчас такое изделие можно заказать на Гусевском заводе, но его стоимость от 1,5 млн рублей - расчет цены будет вестись по квадратным сантиметрам.
Урановое стекло
Чтобы хрусталь светился флуоресцентным светом, в него, начиная с XIX века, добавляли оксид урана. Выпускались изделия, в которых доля урана составляла до 25%, хотя по всем нормам его не должно быть более 6% - опасно и для производителя, и для пользователя. 1958 год стал последним годом варки уранового стекла - тогда во всем мире ввели запрет на свободную добычу радиоактивных элементов. И с тех пор для окрашивания изделий используют только окиси редкоземельных металлов - кобальта, хрома, марганца, меди, эрбия и других.
Не всякое стекло может называться хрусталем. По современным требованиям в хрустале должно быть не менее 24% окиси свинца, который придает больший удельный вес, металлический блеск и малиновый звон изделию. Сегодня все изделия гусевского хрусталя ручной работы. На предприятии работает 100 человек.
Афиша
Выставка "Гимн стеклу" в Музее хрусталя открыта до 18 июня 2023 года. Проводятся экскурсии. Также можно заказать экскурсию на производство.