По СМИ разошлось заявление Маска, которое он сделал накануне в своем аккаунте в социальной сети Twitter (заблокирована в РФ): "Успех - это не то, на что следует завтра рассчитывать. Это было бы безумием".
Напомним: компания SpaceX намерена в 7:00-9:30 утра (15:00-17:30 мск) отправить Starship на орбиту при помощи ракеты-носителя Super Heavy с последующим их приземлением в Тихом океане и Мексиканском заливе соответственно.
Сообщается, что Маск затруднился рассказать о возможных сложностях, но считает двигатели самой уязвимой частью конструкции. Бизнесмен дал понять, что больше всего хотел бы избежать взрыва на стартовой площадке в Техасе, так как на подготовку к повторному пуску может уйти несколько месяцев.
Также Маск упомянул советскую ракету Н-1, предназначавшуюся, как и Starship, для полетов на Луну и дальше, но после нескольких неудачных испытаний проект закрыли.
"Это была ракета очень впечатляющей конструкции, но она так и не вышла на орбиту", - подчеркнул глава SpaceX.
Напомним также, что SpaceX создает многоразовый космический корабль Starship для полетов в далекий космос. По задумке Маска, именно этот корабль будет использоваться для отправки людей на Луну и Марс. Но Маск не был бы Маском, если бы периодически не подбрасывал миру какую-нибудь "суперновость". Так, в феврале 2023 года он заявил, что люди смогут высадиться на поверхность Марса в течение 10 лет. По его словам, высадку человека на Марсе возможно осуществить к 2028 году, а к 2033 такой сценарий еще вероятнее.
Несколько лет назад американский миллиардер представил свой амбициозный план по колонизации Марса. Причем не где-нибудь, а на конгрессе Международной астронавтической федерации. Маск заявил: на Красной планете будет создан город-миллионник, а между Землей и Марсом будут курсировать космические "электрички". В первые годы система сможет перевозить на Марс за один рейс 100 человек, потом до 150-200. Правда, тогда он считал, что первый рейс может состояться уже в 2022 году.
О том, почему оказались неудачными четыре подряд старта лунной ракеты Н-1, которую упомянул Илон Маск, корреспонденту "РГ" рассказал много лет назад ближайший соратник Сергея Королева - академик Борис Черток. Вот отрывок из того давнего интервью:
Борис Евсеевич, а почему мы все-таки проиграли американцам лунную гонку? Почему оказались неудачными четыре подряд старта лунной ракеты Н-1?
Борис Черток: В чем была главная ошибка? В отказе от наземной отработки первой ступени ракеты-носителя Н-1. Для этого надо было построить огромный и очень дорогой огневой стенд. Решили не строить. И на пусках проявились те просчеты - конструктивные, технологические, проектные, которые должны были проявиться еще при наземных испытаниях.
Кстати, эту ошибку прекрасно учел Валентин Петрович Глушко, когда стал генеральным конструктором и когда создавалась ракета "Энергия". Он поставил условие военно-промышленной комиссии: "Энергия" должна пройти полную огневую отработку на земле. Что тут поднялось! Все министерство было против. Но Глушко стоял насмерть: либо строим стенд, либо я снимаю с себя ответственность за то, что ракета будет создана. И он победил.
Кто конкретно поставил точку в Лунной программе?
Борис Черток: Было много споров, дискуссий, совещаний. Собралась группа, которую возглавлял Мстислав Всеволодович Келдыш. Здесь же были министр общего машиностроения Афанасьев и секретарь ЦК КПСС по оборонным делам Дмитрий Федорович Устинов.
Собственно, эти три человека и пришли к выводу, что после четырех неудач нет смысла продолжать лунную гонку. Королева уже не было. Главным конструктором стал Василий Павлович Мишин. Мы, разработчики, вышли с предложением нового, более мощного проекта. Американцы в 1972 году уже прекратили полеты на Луну. Поэтому было ясно: мы их обгоним, если только построим базу на Луне. А для этого надо иметь несколько измененный вариант пусков. Но вот эта "троица" с нами не согласилась. И средств мы не получили.
Понятно, что окончательно прикрыть программу могло только Политбюро.
Борис Черток: Внутри ЦК я всей кухни не знаю. Важен конечный результат. Было принято постановление: разработку Лунной программы на базе Н-1 прикрыть. Убытки в размере порядка 4,5 миллиарда рублей списать и приступить к новым работам.
К разработке многоразовой системы "Энергия - Буран"?
Борис Черток: Вообще-то Глушко был против "Бурана". Он хотел разрабатывать тяжелые ракеты и не только строить базу на Луне, но и совершать межпланетные путешествия. Ракета "Энергия" получилась универсальная. До сих пор сохранился макет лунного города. Гарантирую, кабы не реформы начала 90-х годов, мы бы уже базу на Луне имели.
Миллиардер Илон Маск