18.04.2023 10:21
Ставропольский край

На Ставрополье суд встал на сторону минтранса в споре с перевозчиками

Текст:  Никита Пешков (Ставропольский край)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №83 (9028)
Почти два года в Ставрополе со скрипом движется реформа общественного транспорта. Почти столько же шло судебное разбирательство о законности этих изменений. С одной стороны - прокуратура и перевозчики, которые требовали признать решения краевых властей незаконными. С другой - министерство дорожного хозяйства и транспорта края, отстаивавшее свое видение ситуации. Суд поставил точку в этом деле в конце марта, установив, что реформу провели с соблюдением закона.
Последствия спора перевозчиков и минтранса могли коснуться ставропольчан, но обошлось / Михаил Терещенко/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Напомним, что перемены в сфере общественного транспорта Ставрополя начались, когда городская администрация передала региональному миндору ставропольский троллейбусный парк, а также полномочия по управлению системой общественного транспорта. В ведении муниципалитета осталась дорожная инфраструктура, связанная с системой пассажирских перевозок, а также разработка общей концепции схемы движения городского транспорта.

Краевое ведомство стало кардинально менять систему. Перевозчиков, которые многие годы работали на маршрутах, обязали бороться за них на конкурсах со строгими требованиями к подвижному составу и количеству машин. Но такие изменения приняли не все.

Отмена конкурсов и откат транспортной реформы стал бы для Ставрополя инфраструктурной катастрофой

В декабре 2021 года несколько предпринимателей подали иск, требуя признать незаконной организацию конкурса на 25 маршрутов. Перевозчиков поддержала прокуратура. После бурного обсуждения темы в прессе надзорный орган провел свою проверку и обнаружил нарушения процедуры: конкурс провели без соблюдения порядка, заявки участников отклонялись незаконно, а победители не выполняли поставленных условий.

"В целях защиты нарушенных прав жителей Ставрополя прокуратура края подала в суд исковое заявление с требованием признать незаконными действия министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья при организации и проведении открытого конкурса на право осуществлять перевозки по муниципальным маршрутам", - заявили тогда в ведомстве.

Автобусы без маршрутной карты будут задерживать

Разбирательства поочередно проходили в трех инстанциях. Сначала Арбитражный суд Ставропольского края в июле 2022 года оставил иск без удовлетворения. Позже решение оставил без изменений шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд. И вот, наконец, 29 марта 2023 года Арбитражный суд Северо-Кавказского округа подтвердил постановления двух предыдущих инстанций.

- Министерству это дает возможность, не опасаясь никаких нападок перевозчиков или других ведомств, работать законно. Впервые были проведены конкурсы по 220-му федеральному закону, которые обязательны при процедуре выдачи свидетельств на перевозки, но эта ситуация многим очень сильно не понравилась. Тогда и начались суды. После победы в них мы не должны ни перед кем оправдываться или объяснять, почему государственный орган работает по государственным законам, что само по себе курьезно, - сказал корреспонденту "РГ" директор ГКУ "Ставропольавто" Дмитрий Щербаков.

Шансов на то, что дело дойдет до этой инстанции, крайне мало, считает юрист, руководитель АНО "Центр защиты бизнеса Ставропольского края" и член комиссии по развитию транспорта в Ставрополе при краевом министерстве дорожного хозяйства и транспорта Сергей Владимиров.

- С точки зрения процессуального законодательства теоретически проигравшие могут подать заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам в Верховный суд. И, теоретически, он может вернуться к рассмотрению. Но практика показывает, что количество дел, попадающих на пересмотр на таких основаниях, - мизерная. Обычно это происходит, если речь идет о каком-то системном нарушении судебной практики. Но здесь не так.

Владимиров считает символическим однозначное решение трех судебных инстанций: общественный транспорт в Ставрополе не вернется к тому беспорядку, который наблюдался в городе многие годы.

- Выяснилось, что взаимоотношения с перевозчиками выстраивались правильно, конкурсы были законны, отказы в продлениях разрешений - тоже. - говорит Владимиров. - Как жителя города, это меня не может не радовать, так как только через конкурс можно предъявить те требования к транспорту, которые нам подходят. Теперь есть рычаг воздействия на перевозчиков, благодаря которому можно получить комфортный и безопасный общественный транспорт. Но есть еще масса других сложных вопросов в этой сфере, и победа в судах - только начало.

С ним солидарен и еще один член комиссии при краевом миндоре, урбанист Андрей Черняков. По его мнению, отмена конкурсов и откат транспортной реформы стал бы для города инфраструктурной катастрофой.

- Если бы суд встал на сторону предпринимателей, которые хотели вернуться к старой системе, это означало бы, что никакие положительные изменения в работе общественного транспорта города невозможны. Зеленый свет загорелся бы для перевозчиков, которые воспринимают маршруты как свою собственность. Они могли бы использовать любой подвижной состав и не сильно заботились бы о комфорте пассажиров, - говорит Черняков.

Кстати, не все перевозчики поддержали своих коллег, которые в декабре 2021 года пошли бороться с миндором в суд. Впрочем, это не означает, что они полностью удовлетворены тем, как проходит транспортная реформа. Один из таких предпринимателей, попросивший не называть себя, рассказал, что изменения пробуксовывают независимо от прошедших тяжб.

Мишустин выделил 86,5 млрд рублей десяти регионам на обновление транспорта

- Еще до того, как началась так называемая реформа, мы понимали, что транспорт не может работать, как раньше. Уже тогда мы закупали новый подвижной состав, устанавливали терминалы безналичной оплаты и ждали честных конкурсов. Но нас не удовлетворяет то, как в итоге стала меняться система общественного транспорта, - свидетельствует перевозчик. - В первую очередь, мы недовольны неразберихой, которая произошла после передачи полномочий. Заказчик услуг теперь миндор, за транспортную инфраструктуру отвечают городские власти, следят за работой Ространснадзор и ГИБДД. Над нами четыре власти сразу, но часто они не могут разобраться между собой, когда возникают какие-то проблемы.

Бизнесмен жалуется, что для ставропольского транспорта наступили сложные времена. Еще в период ковидных ограничений пассажиропоток сократился и до сих пор не восстановился: многие стали работать удаленно и попросту никуда не ездят. Кроме того, не решены проблемы с тем, что некоторые маршруты дублируют друг друга. .

Между тем

Решение судов, которые признали законными процедуру конкурсов, могут повлиять и на судьбу экс-заместителя министра дорожного хозяйства Бориса Борисова. В июне 2022 года на него завели уголовное дело. Чиновнику вменялось превышение полномочий. По сообщениям правоохранителей можно судить, что дело связанно с тем, как были организованы открытые конкурсы.

Сразу несколько экспертов, с которыми пообщался корреспондент "РГ", считают, что если три инстанции признали формат транспортной реформы законным, то и уголовное дело на Борисова должно быть в итоге закрыто. Но это при условии, что в материалах нет каких-либо фактов, о которых ранее не говорилось публично.

Стоит отметить, что после сообщения о возбуждении дела какой-либо информации о ходе расследования больше не появлялось.

Ставропольский край