Напомним, что перемены в сфере общественного транспорта Ставрополя начались, когда городская администрация передала региональному миндору ставропольский троллейбусный парк, а также полномочия по управлению системой общественного транспорта. В ведении муниципалитета осталась дорожная инфраструктура, связанная с системой пассажирских перевозок, а также разработка общей концепции схемы движения городского транспорта.
Краевое ведомство стало кардинально менять систему. Перевозчиков, которые многие годы работали на маршрутах, обязали бороться за них на конкурсах со строгими требованиями к подвижному составу и количеству машин. Но такие изменения приняли не все.
В декабре 2021 года несколько предпринимателей подали иск, требуя признать незаконной организацию конкурса на 25 маршрутов. Перевозчиков поддержала прокуратура. После бурного обсуждения темы в прессе надзорный орган провел свою проверку и обнаружил нарушения процедуры: конкурс провели без соблюдения порядка, заявки участников отклонялись незаконно, а победители не выполняли поставленных условий.
"В целях защиты нарушенных прав жителей Ставрополя прокуратура края подала в суд исковое заявление с требованием признать незаконными действия министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья при организации и проведении открытого конкурса на право осуществлять перевозки по муниципальным маршрутам", - заявили тогда в ведомстве.
Разбирательства поочередно проходили в трех инстанциях. Сначала Арбитражный суд Ставропольского края в июле 2022 года оставил иск без удовлетворения. Позже решение оставил без изменений шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд. И вот, наконец, 29 марта 2023 года Арбитражный суд Северо-Кавказского округа подтвердил постановления двух предыдущих инстанций.
- Министерству это дает возможность, не опасаясь никаких нападок перевозчиков или других ведомств, работать законно. Впервые были проведены конкурсы по 220-му федеральному закону, которые обязательны при процедуре выдачи свидетельств на перевозки, но эта ситуация многим очень сильно не понравилась. Тогда и начались суды. После победы в них мы не должны ни перед кем оправдываться или объяснять, почему государственный орган работает по государственным законам, что само по себе курьезно, - сказал корреспонденту "РГ" директор ГКУ "Ставропольавто" Дмитрий Щербаков.
Шансов на то, что дело дойдет до этой инстанции, крайне мало, считает юрист, руководитель АНО "Центр защиты бизнеса Ставропольского края" и член комиссии по развитию транспорта в Ставрополе при краевом министерстве дорожного хозяйства и транспорта Сергей Владимиров.
- С точки зрения процессуального законодательства теоретически проигравшие могут подать заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам в Верховный суд. И, теоретически, он может вернуться к рассмотрению. Но практика показывает, что количество дел, попадающих на пересмотр на таких основаниях, - мизерная. Обычно это происходит, если речь идет о каком-то системном нарушении судебной практики. Но здесь не так.
Владимиров считает символическим однозначное решение трех судебных инстанций: общественный транспорт в Ставрополе не вернется к тому беспорядку, который наблюдался в городе многие годы.
- Выяснилось, что взаимоотношения с перевозчиками выстраивались правильно, конкурсы были законны, отказы в продлениях разрешений - тоже. - говорит Владимиров. - Как жителя города, это меня не может не радовать, так как только через конкурс можно предъявить те требования к транспорту, которые нам подходят. Теперь есть рычаг воздействия на перевозчиков, благодаря которому можно получить комфортный и безопасный общественный транспорт. Но есть еще масса других сложных вопросов в этой сфере, и победа в судах - только начало.
С ним солидарен и еще один член комиссии при краевом миндоре, урбанист Андрей Черняков. По его мнению, отмена конкурсов и откат транспортной реформы стал бы для города инфраструктурной катастрофой.
- Если бы суд встал на сторону предпринимателей, которые хотели вернуться к старой системе, это означало бы, что никакие положительные изменения в работе общественного транспорта города невозможны. Зеленый свет загорелся бы для перевозчиков, которые воспринимают маршруты как свою собственность. Они могли бы использовать любой подвижной состав и не сильно заботились бы о комфорте пассажиров, - говорит Черняков.
Кстати, не все перевозчики поддержали своих коллег, которые в декабре 2021 года пошли бороться с миндором в суд. Впрочем, это не означает, что они полностью удовлетворены тем, как проходит транспортная реформа. Один из таких предпринимателей, попросивший не называть себя, рассказал, что изменения пробуксовывают независимо от прошедших тяжб.
- Еще до того, как началась так называемая реформа, мы понимали, что транспорт не может работать, как раньше. Уже тогда мы закупали новый подвижной состав, устанавливали терминалы безналичной оплаты и ждали честных конкурсов. Но нас не удовлетворяет то, как в итоге стала меняться система общественного транспорта, - свидетельствует перевозчик. - В первую очередь, мы недовольны неразберихой, которая произошла после передачи полномочий. Заказчик услуг теперь миндор, за транспортную инфраструктуру отвечают городские власти, следят за работой Ространснадзор и ГИБДД. Над нами четыре власти сразу, но часто они не могут разобраться между собой, когда возникают какие-то проблемы.
Бизнесмен жалуется, что для ставропольского транспорта наступили сложные времена. Еще в период ковидных ограничений пассажиропоток сократился и до сих пор не восстановился: многие стали работать удаленно и попросту никуда не ездят. Кроме того, не решены проблемы с тем, что некоторые маршруты дублируют друг друга. .
Решение судов, которые признали законными процедуру конкурсов, могут повлиять и на судьбу экс-заместителя министра дорожного хозяйства Бориса Борисова. В июне 2022 года на него завели уголовное дело. Чиновнику вменялось превышение полномочий. По сообщениям правоохранителей можно судить, что дело связанно с тем, как были организованы открытые конкурсы.
Сразу несколько экспертов, с которыми пообщался корреспондент "РГ", считают, что если три инстанции признали формат транспортной реформы законным, то и уголовное дело на Борисова должно быть в итоге закрыто. Но это при условии, что в материалах нет каких-либо фактов, о которых ранее не говорилось публично.
Стоит отметить, что после сообщения о возбуждении дела какой-либо информации о ходе расследования больше не появлялось.