19.04.2023 23:26
Авто

Договор ОСАГО можно будет заключать на месяц

Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №86 (9031)
Заключать договор ОСАГО можно будет не на год, как сейчас, а на месяц или иной срок. Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект. Речь идет о поправках в закон об ОСАГО. Эксперты страхового рынка не уверены, что появление такой возможности снизит стоимость полисов и спасет автовладельцев от переплат.
Автовладельцам придется решать не только вопрос, когда покупать полис ОСАГО, но и на какой срок. / Александр Корольков
Читать на сайте RG.RU

Напомним, этот законопроект был внесен группой депутатов и сенаторов еще в июне прошлого года. Бывают ситуации, когда полис ОСАГО нужен на более короткий срок, например, для поездки или перегона машины в другой город.

В этом случае водитель должен заключить договор ОСАГО на один год, а затем его расторгнуть. В таких ситуациях водителю выгоднее заплатить штраф за езду без полиса ОСАГО 800 рублей либо с учетом 50-процентной скидки в размере 400 рублей, чем покупать полис ОСАГО, средняя стоимость которого составляет более 5 тысяч.

Как рассказал один из авторов законопроекта, глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, гражданин может взять машину на короткий срок. И нет никакого смысла заключать договор на год. Например, тем, кто выезжает за рубеж, есть возможность застраховать свою жизнь и здоровье на сутки. И нет необходимости покупать годовой полис.

Краткосрочные договоры убыточнее, чем договоры сроком на год. Средняя выплата по ним в 1,5 раза выше, чем средняя выплата в целом по РФ

Стоит напомнить, что сейчас автовладельцы могут заключать краткосрочные договоры ОСАГО, а могут устанавливать сроки действия полисов. Страховку можно заключить на срок временного пребывания автомобиля в России, но не менее пяти дней. Это если у иностранца нет возможности купить "Зеленую карту". Второй вариант - если автовладелец купил машину и ему ее надо перегнать в свой регион, чтобы там поставить на учет в ГИБДД. На этот случай оформляется полис с максимальным сроком на 20 дней.

Только около 40% всех такси в России корректно застрахованы по ОСАГО

В третьем случае полис оформляется на год, но в нем ставится четкий срок использования автомобиля. Например, в течение трех, четырех или шести месяцев в году. При этом такое ограничение существенно снижает стоимость полиса.

Например, для полиса с ограничением в три месяца коэффициент будет 0,5. То есть стоимость полиса снизится в два раза.

Как считают в Российском союзе автостраховщиков, ныне действующие нормы выгодны самим автовладельцам, а также обеспечивают защищенность и их самих, и других участников дорожного движения.

Поправки к закону об ОСАГО, предполагающие возможность заключения договоров ОСАГО сроком на один месяц, в случае их принятия не позволят водителям сэкономить на полисе. Напротив, 12 полисов ОСАГО сроком на один месяц окажутся дороже обычного годового полиса обязательной автогражданки. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

- Ограничение срока действия договора ОСАГО на срок один месяц вместо года приведет к тому, что автовладелец, покупающий такие месячные договоры, заплатит за страхование за год в итоге больше, чем заплатил бы, покупая сразу годовой полис. При этом защищенность потерпевших в ДТП в результате может быть снижена, - сказал Евгений Уфимцев.

Для наказания водителей-лихачей в КоАП прописаны новые сроки их привлечения к ответственности

Статистика показывает, что краткосрочные договоры в принципе убыточнее, чем договоры сроком на год. Так, согласно статистике РСА, средняя выплата для краткосрочных договоров ОСАГО, у которых период использования - теплое время года, по итогам 2022 года составляет 112,4 тысячи рублей, что примерно в 1,5 раза выше, чем средняя выплата в целом по РФ. Это означает, что стоимость договора со сроком действия один месяц будет заметно больше, чем 1/12 от стоимости годового договора.

Кроме того, возможность заключить договор ОСАГО на один месяц вместо года может снизить защищенность потерпевших в авариях. Сейчас при заключении годового полиса ОСАГО можно указать период использования автомобиля сроком от трех месяцев. Если автовладелец, заключивший такой договор, станет виновником аварии вне этого периода, потерпевший в ДТП все равно получит выплату от страховой компании, а страховщик затем предъявит регрессное требование к виновнику. Договор ОСАГО со сроком действия один месяц за пределами его действия не предоставляет потерпевшему никакой защиты.

При сроке действия договора на один месяц обязательства страховой компании по нему прекратятся с даты окончания действия договора, и, если автовладелец, например, забудет заключить новый договор ОСАГО, потерпевший не сможет рассчитывать на получение страхового возмещения от страховщика, а будет вынужден сам взыскивать вред с виновника аварии, в том числе через суд.

Между тем

Молодые начинающие водители по-прежнему представляют довольно серьезный риск на дороге. Во всяком случае, по данным страховщиков. Почти половина договоров ОСАГО с автовладельцами в возрасте до 24 лет и стажем вождения до года передается в перестраховочный пул.

Для чего новые шины расписывают разноцветными полосками

И хотя, по данным ГИБДД, аварийность с их участием из года в год снижается, у страховщиков - свой счет. По причиненным им убыткам от такой страховки. В итоге 44,4% договоров ОСАГО, заключенных с водителями в возрасте от 16 до 21 года и стажем вождения до 1 года, страховщики сочли рискованными и перестраховали. Доля рискованных договоров ОСАГО, заключенных с водителями в возрасте от 22 до 24 лет и стажем вождения до 1 года, составила 47,6%. При этом в целом по России в перестраховочный пул передается 13% договоров ОСАГО. Об этом рассказал президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

Надо сказать, что в прошлом году страховщики не зря беспокоились. Поскольку, согласно статистике Госавтоинспекции, аварийность с участием водителей со стажем управления до двух лет стала расти. За три месяца этого года количество аварий с ними увеличилось на 1,8% - до 1385 ДТП. А количество погибших в них - на 28,6%, до 117 человек.

Страхование Госдума