21.04.2023 12:06
Культура

Владимир Федосеев выступил с Симфоническим оркестром Мариинского театра

Текст:  Виктор Александров (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №90 (9035)
Спустя 50 лет с момента своего театрального дебюта в Мариинке, народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев снова вернулся с концертом в легендарный петербургский коллектив. Именно на сцене Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне - Мариинского) прошло первое выступление Владимира Федосеева в качестве оперного дирижера. В 1973 году под его управлением была представлена опера "Царская невеста" Николая Римского-Корсакова. В последний раз на сцену Мариинского театра Владимир Федосеев выходил со своим коллективом БСО им. Чайковского десять лет назад - в 2013 году на Международном музыкальном фестивале "Звезды белых ночей".
Владимир Федосеев дирижирует оркестром Мариинского театра. / Наташа Разина / пресс-служба Мариинского театра
Читать на сайте RG.RU

И снова в фокусе внимания маэстро русская музыка. Концерт завершила Четвертая симфония Петра Ильича Чайковского. Мудрая интерпретация Владимира Федосеева поразила необычайной искренностью и силой эмоционального воздействия. Дирижер достиг поистине грандиозных динамических кульминаций и естественности звучания. Потому так страстно, вдохновенно и вместе с тем простодушно-доверительно он вел симфоническое повествование как бы не от своего лица, а от лица композитора.

Владимир Иванович, возвращение в Мариинский театр стало для вас неожиданностью?

Владимир Федосеев: В моих мыслях всегда присутствовало желание когда-нибудь снова вернуться в Мариинский театр. Здесь замечательный и работоспособный оркестр, вежливый и талантливый, в нем играют колоссальные музыканты, приятно музицировать, чувствуешь себя как в родном доме. Без дисциплины и взаимного уважения друг к другу ни в одном из оркестров невозможно обойтись. Поэтому я особенно благодарен Валерию Гергиеву за это приглашение. Мы с ним очень давно знакомы, я прекрасно помню его становление как дирижера и восхищаюсь феноменальной работоспособностью и фанатичной любовью Валерия к музыке. Он очень талантливый человек, не боится риска и всегда увлечен любимым делом, своей преданностью дирижерской профессии.

/ Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Выбор русской музыки для программы концерта был очевиден?

Владимир Федосеев: Ну, конечно. Я горжусь тем, что сам вышел из народа. Народная культура мне очень помогла. Я познал русскую мысль, русское творчество, русскую душу через народные песни. А этим мелосом пронизано едва ли не каждое произведение русской музыкальной культуры, в том числе бессмертные партитуры Рахманинова и Чайковского, к которым я никогда не перестану обращаться.

Почему испанский дирижер Жорди Бернасер счастлив работать в Большом театре
Прямая речь

Участие в программе концерта известной пианистки, заслуженной артистки России, солистки Московской государственной академической филармонии Екатерины Мечетиной придало выступлению глубоко личностный оттенок. Лирико-созерцательная манера игры в сочетании с монументальной фактурой в знаменитом Втором фортепианном концерте Сергея Рахманинова добавила немало красок и нюансов. Играть в тандеме с Владимиром Федосеевым для Екатерины особое счастье и радость.

Екатерина Мечетина:

- Владимир Иванович Федосеев - наш патриарх дирижерского искусства. Мне кажется, он уже сам по себе воплощает дух русской музыки. Разные бывают творческие импульсы между дирижером и солистом. Есть люди, у которых можно всю жизнь учиться и узнавать каждый раз что-то новое. В случае с Владимиром Федосеевым это именно так. Ты каждую секунду вслушиваешься и воспринимаешь его идеи, интегрируешься в них, здесь нет ничего, что следовало бы против музыки. И это самое ценное и главное. С разными трактовками можно соглашаться и наоборот не принимать их, но когда они одухотворены и напоены любовью к музыке с таким уважением играть, это просто счастье. Рахманинов - это музыка глубокого дыхания. Чем шире душа у музыканта, тем больше он может позволить себе таких бесконечных вдохов и выдохов. Я уверена, что не только оркестр, но и публика в этом ритме начинает слушать и дышать. И в этом, наверное, сокрыто самое удивительное чудо музыки Рахманинова. Сегодня я дебютировала с оркестром Мариинского театра, коллективом невероятных тружеников. Больше всего меня вдохновляет открытость музыкантов к новым мыслям, трактовкам и пожеланиям. Оркестр действительно очень чуткий и гибкий. Я наблюдала за тем, как музыканты следили за руками и дирижерскими флюидами маэстро Федосеева.

Классика Санкт-Петербург