Сейчас санкционная политика "коллективного Запада" в отношении России основана на таком принципе: то, что не подпадает под прямой запрет и не перечислено в соответствующих документах с указанием таможенных кодов, можно экспортировать в РФ без ограничений. Замысел функционеров в том, чтобы запретить любой экспорт в Россию, выдавая разрешения по конкретным товарным позициям. Например, разрешить только экспорт лекарств и продовольствия. Хотя уже сейчас на практике действие ограничений намного шире, чем указано в решениях США, ЕС и их союзников. Многие компании в одностороннем порядке отказываются иметь дело с российскими контрагентами как "токсичными". Либо по политическим причинам, именно так понимая в нынешнем информационном контексте "поддержание своего реноме", либо из-за нежелания утруждать себя сложными процедурами "комплаенс" (которые касательно россиян заведомо сложнее и дороже), а также выяснением, нужны ли на те или иные поставки лицензии Минфина США. Или тем более просто не хотят связываться с получением таких лицензий, чтобы не подставлять себя "под лупу" курирующего санкции американского OFAC. Так что уже сложившаяся санкционная практика со стороны "коллективного Запада" может рассматриваться как "переходная" к полному экспортному эмбарго с его стороны. Однако большой вопрос в том, насколько оно может быть полным.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что такое ужесточение санкций может привести к всемирному экономическому кризису.
Цифры на непросвещенный взгляд могут поставить под сомнение столь категоричное суждение. Так, по данным Еврокомиссии, с февраля 2022 года ЕС "забанил" экспорт в РФ на 43,9 млрд евро (в годовом исчислении), 49% его прежних объемов. По импорту из РФ эмбарго достигло 91,2 млрд (58% прежних объемов). Казалось бы, что такое "оставшиеся жалкие 50 млрд"? По другим данным, в Россию по-прежнему поставляются товары на 66 млрд долларов в годовом исчислении из Европы, США, Канады и Японии. Что тоже, по меркам мировой торговли, "копейки".
И тут стоит рассказать байку одного американского инвестора. Оценивая капитализацию "крутого" стартапа, он заметил, что по сравнению с суммой оной в 100 млрд долларов "доля" водоснабжения и канализации совершенно незначительна. Но вот только если у "стартапа" отключить канализацию или электричество, то вся его капитализация рухнет. Так и с "отключением России": мировая экономика очень взаимозависима. Нарушение кажущихся в абсолютных цифрах незначительными экспортно-импортных поставок и логистических цепочек может привести к "эффекту домино". Да и на практике осуществить полное экспортное эмбарго в отношении России будет непросто.
Представитель ЕС даже опроверг сам факт проведения таких переговоров. Для того чтобы ЕС присоединился к этому эмбарго, нужен полный консенсус его членов, что вряд ли достижимо на текущий момент. Возможно, санкционеры держат в головах за образец примеры Северной Кореи, Кубы или Ирака. Однако в первых двух случаях речь шла об очень маленьких экономиках, к тому же благодаря СССР эмбарго в отношении Кубы, хотя она и остров, никогда не работало полностью. Обсуждаемая в отношении России модель могла бы отдаленно напоминать принятую ООН в 1995 году и проработавшую восемь лет в отношении Ирака программу "Нефть в обмен на продовольствие". Она позволяла Багдаду экспортировать определенное количество нефти. Поступления за нее перечислялись на специальный депозитный счет. Затем с него часть средств направлялись на уплату репараций Кувейту, а часть разрешалось использовать Ираку на покупку определенных товаров, в основном продовольствия и медикаментов. Однако, во-первых, речь шла об экономике и стране совершенно другого масштаба, чем РФ. Во-вторых, иракское правительство после поражения в войне за Кувейт само согласилось на эту схему. В-третьих, она была одобрена ООН, а нынешние санкции носят односторонний характер и наложены хотя и большой, но лишь группой стран. Сегодня невозможно создание "всемирного органа" по антироссийским санкциям.
Среди самих же европейцев находятся компании, которые нарушают запреты, идя на поставки подсанкционной продукции в РФ. Потому что "деньги не пахнут". Россия наладила и параллельный импорт. По данным ЕБРР, за три квартала 2022 года только через среднеазиатские государства реэкспорт в РФ товаров, подпадающих под санкции, увеличился на 30%. По отдельным позициям - от 15 до 90% и выше. Так, увеличение экспорта из ЕС насосов и компрессоров в страны ЕАЭС составило 50% от того объема, на который были урезаны западные поставки в РФ, автомобилей - 60%, деталей стиральных машин, включая микросхемы, - 70%, красок и лаков - 90%, компьютеров, гусеничных тракторов и зерноуборочных комбайнов - более 100%. По другим направлениям Китай заместил потери импорта: например, в 2022 году только КНР поставила в РФ полупроводников больше, чем всего импортировала Россия в 2021 году.
Сейчас санкционеры делают акцент на то, чтобы заставить третьи страны соблюдать санкционный режим. Наибольшее давление будет оказано на малые страны типа Армении и Грузии, а также Казахстан, Узбекистан и Киргизию. Однако ни с Турцией, ни тем более с Китаем, Индией или Бразилией по этой части ничего особенно сделать, скорее всего, не удастся.