О возможных затруднениях на подъездах к Крымскому мосту будут информировать водителей в навигаторе. Это позволит заранее спланировать время в пути, рассказали "РГ" в Росавтодоре. Затруднения могут быть связаны с проведением досмотра автомобилей, это необходимые меры безопасности.
На майские праздники специалисты ожидают увеличения потока автомобилей, следующих в Крым или выезжающих с полуострова на материк. Потому на автомобильных подходах к Крымскому мосту развернули строительство новых пунктов досмотра, будут введены дополнительные посты охраны и увеличено число сотрудников, проводящих досмотр.
Для удобства водителей на трассе размещены площадки отдыха с объектами дорожного сервиса. Идут работы по увеличению пропускной способности автоподходов к Крымскому мосту на участках, где проводится досмотр транспорта, отметили в Росавтодоре.
Готовят к сезону трассу М-4 "Дон". Она принимает большой поток путешественников. Важно создать для туристов все условия - подгтотовить места отдыха с туалетами и сервисными зонами, магазинами, кафе. Как сообщили "РГ" в госкомпании "Автодор", в общей сложности в этом году на платной трассе М-4 планируется отремонтировать 253,4 км. Работы разбиты на два этапа.
Первый этап дорожных работ должны завершить до начала пика летних отпусков. Продолжат работы уже после окончания сезона.
Дорожники к курортному сезону уже провели очистку и мойку проезжей части, разделительных полос, шумозащитных экранов, дорожных знаков, барьерных ограждений. Также убрали тротуары и пешеходные дорожки от мусора и грязи, помыли и покрасили автопавильоны, обновили дорожную разметку, выполнили ямочный ремонт.
Сейчас стремятся к "высокому" сезону завершить основной объем ремонтных работ, чтобы снизить вероятность заторов. Одна из самых загруженных автодорог - Джубга - Сочи, идущая вдоль Черноморского побережья. На некоторых ее участках ремонтные работы завершат до майских праздников, на других - к началу летнего сезона, говорят в Росавтодоре.
На участках трассы восстанавливают водоотводные лотки и ремонтируют дорожную одежду. Работы ведутся в круглосуточном режиме. Завершить их планируется досрочно, в первом полугодии 2023 года. Сейчас готовность объектов составляет 74%, отметили в Росавтодоре.
"На участке со 143-го по 158-й км в районе поселков Вардане и Лоо дневные реверсы будут сняты до конца апреля. Работы за пределами проезжей части планируется закончить до конца мая", - указывают в ведомстве.
Началась также завершающая стадия ремонта на оползневом участке на 122-м км этой трассы. Уже уложены нижний и средний слои дорожной одежды. Работы закончатся до начала летнего курортного сезона. До 1 июня будут сняты все реверсивные участки движения на этой трассе, отметили в Росавтодоре. На другой трассе А-290 Новороссийск - Керчь устраивают четыре полосы на отдельных участках, строят 31 искусственное сооружение, в том числе девять развязок.
Обновленная дорога с построенными обходами поселков стыкуется на севере с трассой А-289 и далее - с построенным ранее подходом к Крымскому мосту. Полностью закончить эти работы планируется в 2024 году. На Крымском полуострове проведут капремонт с расширением проезжей части до четырех полос движения на трассе А-291 "Таврида" Керчь - Симферополь - Севастополь (подъезд к Феодосии).
Скоро появится еще один путь в Крым. В январе этого года запустили строительство трассы Ростов-на-Дону - Симферополь. Дорога пройдет вдоль западного побережья Азовского моря через территории Херсонской области, Запорожья и ДНР. Ее пропускная способность составит около 30 тысяч автомобилей в сутки. Путь из Ростова до Симферополя сократится на 100 км.
Поток автотуристов растет все последние годы, но все же в этом году есть свои особенности. С больших внедорожников путешественники пересаживаются на небольшие автомобили.
"Раньше была такая философия автопутешествий: куплю себе джип и поеду, несмотря на плохие дороги. Сейчас ситуация иная. Внедорожники сами по себе из-за дороговизны стали менее доступны для людей. Но еще и обслуживание их сильно подорожало", - поясняет автопутешественник с большим стажем Сергей Лысенко. Теперь автотуристы стараются ремонтировать свои автомобили, тщательно готовить их к большим поездкам. Например, покупают подержанные автомобили у каршеринговых автомобилей и тщательно обслуживают. На дальние расстояния, например, на юг редко кто поедет неподготовленным, так как все поломки в пути, говорит Лысенко.
Еще одна тенденция этого года - сокращение дистанций. Заметно растет число тех, кто выезжает в соседние регионы, а не на дальние расстояния, говорят в Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга. На майские праздники очень популярны города Золотого кольца, например, Суздаль, Переславль-Залесский. Но высокий спрос уже привел к росту стоимости размещения в отелях.
Отельеры в туристических городах сейчас предлагают номера на майские праздники по 10-12 тыс. рублей за ночь, тогда как в среднем по России номер в гостинице обходится в 3 тыс. рублей, замечает Лысенко.
В такой тенденции нет ничего удивительного. К инфраструктуре привязываются те, кто обладает хорошими финансовыми возможностями, то есть могут заплатить за номер и по повышенной стоимости, говорит Лысенко. А те, у кого денег поменьше, отправляются в кемпинги.
Эта инфраструктура развивается. В России уже есть различные кемпинги от простой обнесенной забором площадки с точкой подачи питьевой воды и туалетом до благоустроенных домиков. Ночевки в кемпингах, особенно в палатках, позволяют продвинуться заметно дальше по маршруту без существенных затрат. Но возникают другие риски, например клещи. Многие туристы из-за этого стараются не останавливаться в лесу. Туристам с палаткой опытные путешественники рекомендуют ставить прививки от энцефалита даже зимой.
Наконец, есть и вариант автодомов. Но в современных условиях этот способ путешествий становится премиальным. Аренда автодома в этом сезоне обходится в среднем в 18-25 тыс. рублей в сутки. При минимальном сроке аренды в пять дней получается около 100 тысяч рублей, что уже вполне сопоставимо с размещением в хорошем отеле.
Тем не менее при всех ограничителях потенциал для развития автотуризма в стране огромен, считают эксперты. На рынке жилых прицепов бум. Очередь на приобретение автодомов отечественной сборки достигает полугода. Собирают автодома сейчас на 90% из импортных деталей, но все равно выходит на 30-50% дешевле, чем ввоз готовых автодомов из-за рубежа. На рынке появилось больше десятка таких фирм. А два года назад очередей на жилые прицепы не было.
Также в разы вырос спрос на автохолодильники, на рынке сейчас уже представлено около 10 брендов. Покупают также солнечные панели для обеспечения себя в пути электроэнергией.
Инфраструктура для автотуризма развивается, но надо идти дальше, например, создавать такие условия, чтобы могли путешествовать и люди с ограниченными возможностями, говорит президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев. Например, сейчас в Тверской области создается инклюзивный туристический маршрут "Открывая Пушкина". Смысл в том, чтобы на пути следования были созданы условия для путешественников с ограниченными возможностями. "На следующий год будет 225 лет со дня рождения Пушкина, создадим путеводитель, который будет давать информацию лицам с инвалидностью", - делится Лобарев.
Итак, на своих подержанных легких автомобилях россияне двинулись в путешествие по дорогам. Понятно, что во время такой поездки они уже стараются не съезжать с асфальта. Так что качество дорог теперь приобретает особое значение.