Следует обратить внимание, что в законопроекте вообще не идет речь о повышении ставок. Изменения коснутся базовой с точки зрения определения налогового резидентства и источников происхождения доходов ст. 208 НК РФ. Теперь к доходам от источников в Российской Федерации будет относиться вознаграждение за использование результатов интеллектуальной собственности и оказание услуг через сеть Интернет, если при этом были задействованы доменные имена в российских зонах или программно-аппаратные комплексы, находящиеся на территории России. Правда, для этого должно быть соблюдено одно из следующих условий: налогоплательщик является налоговым резидентом РФ, имеет счет в российском банке или получает доходы от российских организаций. Если ни одно из перечисленных условий не выполняется, то эти доходы будут считаться полученными от источников, находящихся за пределами Российской Федерации.
Как видно из текста законопроекта, никакие новые нормы, касающиеся изменения ставок, не планируются. Конечно, в зависимости от условий хозяйствования и характера заключенного договора ставка НДФЛ может варьироваться от 13% до 30%, но это будет происходить в рамках имевшихся ранее статей Налогового кодекса. Более того, Минфин уже выступил с пояснениями о том, что предлагаемая новелла не коснется граждан, работающих по трудовому договору. Но в процессе принятия законопроекта законодатель может внести поправки и скорректировать заложенную в документ позицию правительства.
Я ожидал, что в проекте будет определена процедура установления резидентства. Ее не было в предыдущей редакции Налогового кодекса и, судя по всему, не будет в следующей. Дело в том, что если такого порядка нет, то налогоплательщик априори применяет тот налоговый режим, который для него наиболее благоприятен с точки зрения легальной оптимизации налогообложения. Соответствующие поправки, насколько мне известно, будут внесены в Государственную Думу после первого чтения.