24.04.2023 22:00
Экономика

Сегвеи и скутеры получили статус транспортных средств

Текст:  Анастасия Павлова
Российская газета - Спецвыпуск: Устойчивое развитие №89 (9034)
Электросамокаты в больших городах становятся популярнейшим видом транспорта. Только в столице за прошлый сезон их арендовали более 10 миллионов раз. Сейчас в парке кикшеринга (краткосрочной аренды самокатов) Москвы более 35 тысяч единиц. Их количество будет только расти, и этот тренд коррелирует как минимум с двумя целями устойчивого развития - обеспечением экологического благополучия городов и борьбой с изменением климата: ведь электродвигатели не являются источником вредных выбросов.
/ Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

По данным Б1 (бывш. Ernst&Young), потенциал рынка кикшеринга в России - около 54 миллионов активных пользователей. Количество поездок к 2026 году составит до 546 миллионов. Рост объема рынка в денежном выражении с 2021-го по 2026 год - до 60 процентов. При этом темпы роста нашего рынка опережают мировые в четыре раза: с 2021-го по 2026 год объем мирового рынка вырастет только на 15 процентов.

"Жители городов все чаще используют велосипеды и самокаты в качестве транспорта для коротких расстояний, хотя раньше средства индивидуальной мобильности (СИМ) больше использовали для развлечения и отдыха", - говорит замгендиректора по инвестициям и стратегическому развитию Фонда "Транспортные инновации Москвы" Андрей Попов.

Действительно, доля транспортных поездок сегодня составляет около 70 процентов и только треть - рекреационные поездки.

"Пешеходам мешают велосипедисты, автомобилистам пешеходы, велосипедистам и те и другие, - говорит председатель Фонда "Московский центр урбанистики "Город" Алексей Расходчиков. - На небольшой территории города живут и работают много людей, каждый со своими интересами, привычками. Поэтому сделать город удобным или дружелюбным для всех, увы, невозможно. Но к этому нужно стремиться".

Новая транспортная реальность: самокат калечит детей

Взрывной рост пользователей электросамокатов, велосипедов, моноколес создает трудности для движения переходов и автомобилей. Это происходит сейчас во многих странах. Инфраструктура и правовое регулирование отстают от темпов роста распространенности СИМ.

В Великобритании, например, власти пошли путем разрешенных зон для СИМ. Самокаты настроены так, что за пределами закрепленных зон они отключаются. Частные электросамокаты в Великобритании вне закона.

В Париже в начале апреля проголосовали за полный запрет проката электросамокатов с 1 сентября 2023 года. Это оказалось полной победой борцов за безопасность дорожного движения и ударом для операторов. Ввиду значительной протяженности населенных пунктов и широких дорог там успешно показал себя проект выделенных дорожных полос для проезда СИМ.

"У нас в мегаполисах реализованы маршруты с выделенными дорожками для СИМ. Нанесена разметка, выделены места парковки и зарядки. Но такие меры применимы не на всей территории России из-за рельефных особенностей. Например, в горной местности актуальней будет проектирование не маршрутов, а специальных зон на территориях парков и скверов, где можно использовать СИМ", - говорит руководитель архитектурного бюро "B3 studio" Светлана Вардания.

Сим-сим, подвинься

Рост числа микромобильного транспорта неизбежно повлечет за собой и развитие инфраструктуры.

Вместе с инфраструктурой появятся новые регуляторные ограничения: лимитирование флота электросамокатов и велосипедов в городе, введение зон, запрещающих движение электросамокатов, зон с ограничением скорости.

"Будут появляться и новые стартапы с решениями, повышающими уровень безопасности пользователей СИМ", - говорит Андрей Попов.

С 1 марта в России элекстросамокаты, сегвеи, гироскутеры, моноколеса и другие средства индивидуальной мобильности официально получили статус транспортных средств. Теперь пользователи на СИМ больше не пешеходы, а водители, которые должны соблюдать Правила дорожного движения.

По прогнозам, потенциал рынка кикшеринга в России - около 54 миллионов активных пользователей

Определена максимальная скорость движения на самокатах по городу - это 25 километров в час. В самокатах из сервисов краткосрочной аренды встроен ограничитель скорости. Они автоматически снижают скорость в "медленных" зонах до 5-15 километров в час. Это происходит там, где много пешеходов: в парках, скверах, жилых кварталах.

Операторы сервисов аренды говорят, что пользователи негативно на новые правила не отреагировали. "С принятием поправок пользователи самокатов Whoosh не заметили изменений - для них сервис работает в привычном режиме.

В столице тестируют нейросеть, которая позволит дорожным камерам фиксировать нарушения ПДД пользователями средств индивидуальной мобильности

Важно, что поправки в Правила дорожного движения коснулись и частных самокатов. Частные устройства обязаны будут соблюдать правила, что положительно скажется как на безопасности поездок, так и на "принятии" самоката транспортной системой города", - говорят в пресс-службе сервиса проката Whoosh.

Кстати, в столице тестируют нейросеть, которая позволит дорожным камерам фиксировать нарушения правил дорожного движения пользователями средств индивидуальной мобильности.

Допустимая скорость и разрешенные для поездок места. В экзамены на права включили вопросы об электросамокатах

Появляются решения, которые помогают вписать электросамокаты, моноколеса, сегвеи и другие средства идивидуальной мобильности в систему городского транспорта.

Например, компания Hilo EV в марте этого года получила грант от Европейского фонда регионального развития. Стартап специализируется на разработке самоката повышенной безопасности, он оснащен камерами и технологией искусственного интеллекта для предупреждения о возможных столкновениях с пешеходами и транспортными средствами.

В его конструкции увеличено переднее колесо - такое решение позволяет справляться с неровностями на дороге. Самокат также приспособлен к ночным поездкам благодаря тому, что его освещение работает на все 360 градусов и подсветка при совершении маневров изменяется.

Общественный транспорт