В мире наблюдается колоссальный рост имиджа компаний, которые заявили о своих перспективах ESG-трансформации, поэтому и в России повестка устойчивого развития уже стала реальностью для многих российских компаний. По сути, не осталось ни одной из крупных компаний, которая бы не публиковала нефинансовую отчетность, раскрывающую ESG-факторы.
И даже вне контекста обязательного раскрытия этой информации крупный и средний бизнес, особенно занимающийся экспортом из России, такую отчетность создавал либо как отдельный отчет, либо как главу об устойчивом развитии в годовых отчетах. Более того, сейчас некоторым компаниям разрешено не раскрывать данные финансовой отчетности, но тем не менее они раскрывают нефинансовую отчетность добровольно, понимая, что это создает благоприятный имидж и способ взаимодействия с потенциальными инвесторами.
Сегодня многие западные инвесторы ушли с российского рынка. В связи с этим рост ESG-инвестиций, который наблюдался раньше - в десятки процентов, - в 2022 году замедлился.
Сегодня объем рынка ESG-облигаций в России составляет 3,5 триллиона долларов. Но рынок "зеленых" облигаций уже достаточно емкий, и все крупные банки понимают, что регулирование со стороны Центробанка (с точки зрения наличия в кредитном портфеле "зеленых", социальных, а теперь еще и "голубых" облигаций) будет обязательным. И сейчас они этот рынок осваивают.
Есть исследования, которые показывают, что хоть и несущественно, но доходность по этим облигациям ниже, что позволяет привлечь более дешевое финансирование.
Скорее всего, ESG-инвестиции будут тесно связаны с рынком природных единиц. И сейчас в Европе, в Австралии этот рынок уже действует в тестовом режиме.
И, что немаловажно для нас, в тестовом режиме, но с достаточно глубокой степенью проработки рынок углеродных единиц начал действовать и в Китае. И как бы мы ни меняли приоритеты наших внешнеторговых связей, "зеленые" и социальные облигации будут лишь набирать объемы оборота, замещая стандартные облигации.
Поэтому крупные банки и Минэкономразвития России работают над стандартами и регламентом национального рынка углеродных единиц. Вполне возможно, что в следующем году некая "песочница" либо тестовый режим работы для российского рынка углеродных единиц будут запущены.
И здесь есть либо риск потерять денежные средства, если компании не адаптируются к новым требованиям в рамках эмиссии парниковых газов, либо возможность заработать, если они будут сокращать выбросы парниковых газов и решать экологические проблемы опережающими темпами. А для кого-то это способ диверсификации бизнеса.
Например, если атомная энергетика будет признана "зеленой", то это будет просто клондайк.
Множество исследований уже проведено в рамках карбоновых полигонов. На них опробуется новый формат - карбоновые фермы. Это новый вид интересного среднего, а может быть, даже и малого бизнеса в пику майнингу, который наносит определенный ущерб природе от повышенного расхода электроэнергии.
А карбоновые фермы - это альтернатива, где будет осуществляться инвестирование в проекты, поглощающие углеродный газ, то есть снижающие объем парниковых газов. А дальше встает задача этот рынок гармонизировать с китайским, например, потому что мы сможем свои карбоновые единицы продавать там. Это очень перспективная тема.
Считается, что есть три отрасли, которые являются главными эмитентами парниковых газов. Это сельское хозяйство - и здесь мы ощущаем некие риски для России, потому что у нас объемы сельхозпроизводства выросли в разы.
Это решает вопрос национальной продовольственной безопасности, кроме того, экологичная сельхозпродукция востребована в мире. Тем не менее это отрасль, требующая ограничений, инновационных подходов.
Вторая отрасль - а для нас на самом деле первая - это топливно-энергетический комплекс. До 80 процентов выбросов парниковых газов в нашей стране приходится на него.
Поэтому именно по нашим добывающим компаниям могут нанести удар в виде скрытого налога, связанного с рынком углеродных единиц и трансуглеродным регулированием, которое может быть введено. Это вызывает у наших российских компаний острую необходимость готовиться к нему. И третий сектор - строительство. Вполне вероятно, в этих трех отраслях и надо ждать максимума "зеленых" проектов и облигаций.
А с точки зрения ESG-трансформации не за горами тот день, когда компании, которые не заявили о своей приверженности к ESG-показателям, не составили планы ESG-трансформации, вообще потеряют доступ к заемному финансированию.
Сейчас в целом замещение иностранных инвестиций проходит нормально, штатно, не приводя к резкому падению ВВП. Но если понимания не будет, то наши компании столкнутся и на китайском рынке с необходимостью покупать углеродные единицы за избыточные выбросы.
Либо в рамках трансуглеродного налога нам повысят таможенные сборы различного рода и налоги за то, что мы недостаточно ESG-ориентированы. И это все равно создаст необходимость инвестирования, но уже придется, что называется, платить дважды.
Правительство понимает, что есть необходимость либо изыскивать государственные средства, либо привлекать средства граждан для того, чтобы решать эти проблемы. Мы ограничили экономические связи с недружественными странами. Но для дружественных стран необходимо создавать комфортные условия инвестирования, потому что в России, как нигде, существует огромный потенциал создания мощностей, поглощающих парниковые газы, и "озеленения" экономики в целом. Российская экономика и общество заинтересованы в том, чтобы экология улучшилась. И у нас есть все предпосылки для того, чтобы все очень быстро восстановилось: наши крупные компании получали, по сути, высочайшие ESG-рейтинги, корпоративная культура у нас соответствовала лучшим мировым образцам.
Не менее важно обучать культуре ответственного потребления и все население. Ведь плавающие в океане квадратные километры пластика, огромные мусорные свалки - это проблема потребления, когда потребители вообще не обращают внимания на то, экологична продукция или нет.
Конечно, и здесь есть масса инструментов воздействия, но их надо уместить в единую государственную политику, которая должна мотивировать всех на переход к ESG-трансформации. Иначе через 10-20 лет от климатических, природных катастроф, от изменения климата в мире беженцев будет больше, чем от всех войн, вместе взятых.
По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", актуальность ESG-повестки для опрошенных компаний корпоративного сектора оценивается на уровне 7 баллов из 10. Регионы в среднем оценивают степень интеграции ЦУР в своих стратегиях как 6 баллов из 10. Несмотря на нестабильную макроэкономическую конъюнктуру, рынок обращающихся ESG-облигаций в 2022 году смог вырасти на 27 процентов, до 385 миллиардов рублей (против 303 миллиардов рублей в 2021 году). По мнению экспертов, рынок ESG-бондов показал рост во многом благодаря госкомпаниям и институтам развития, хотя количество новых размещений сократилось на 4 процента и рынок вернулся к темпам 2020 года.
Однако в текущем году рынок начал медленное восстановление - по прогнозам, состоится около 8 новых размещений, а объем рынка достигнет 400 миллиардов рублей.