Напомню, 4 марта 2019 г. был подписан Указ Президента РФ о приостановлении Россией ДРСМД, что впоследствии было закреплено в принятом палатами Федерального Собрания Федеральном законе № 156-ФЗ от 3 июля 2019 г. Россия была вынуждена пойти на этот шаг, видя злоупотребление ДРСМД со стороны США и их союзников по НАТО в Европе.
Хотел бы особенно подчеркнуть, что в соответствии с российским законодательством и международным правом приостановление двустороннего международного договора - законная мера, применяемая одним государством-участником в ответ на "существенное нарушение" обязательств другим государством-участником. Такое право прямо предусмотрено в статье 60 Венской конвенции 1969 года. При этом приостановление не влечет за собой прекращение договора, являясь по существу временной мерой.
Но США показали свое истинное лицо, когда 2 августа 2019 г. инициировали процедуру денонсации ДРСМД, в результате чего данное соглашение с юридической точки зрения прекратило свое существование.
Позиция США отличается от позиции России тем, что американцы не имели намерения соблюдать дух и букву договора, а Россия стремилась сохранить режим нераспространения даже после развала ДРСМД по вине США.
Именно Россия в период 2019-2021 гг. предприняла шаги по поддержанию предсказуемости и сдержанности в ракетной сфере, пытаясь создать основу для диалога и политико-дипломатических решений.
Ключевым решением стало принятие на себя обязательства придерживаться духа и буквы ДРСМД, имея в виду отказ от размещения подобных систем в Европе или других регионах мира до тех пор, пока там не появятся американские ракеты данного класса. Фактически и юридически был введен односторонний мораторий на развёртывание ракет. Об этом соответствующей нотой были информированы США, Беларусь, Казахстан и Украина.
Существовала надежда, что страны НАТО примут на себя встречные обязательства, аналогичные объявленному Россией мораторию на развертывание наземных РСМД первыми. К сожалению, реакции со стороны США и других стран НАТО на наши призывы поступить симметрично не последовало.
Вместо этого 14 июня 2021 г. было принято заявление Североатлантического альянса, в котором акцентировалось, что российская инициатива о встречных мораториях "не заслуживает доверия".
Что происходит сейчас?
Имеются признаки, что США наращивают свой ракетный потенциал в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Наиболее чувствительным актом может стать решение американцев разместить свои ракеты в Японии.
Если это произойдет, то пошатнется главное и последнее условие одностороннего моратория России: неразмещение американских ракет меньшей и средней дальности в других регионах мира.
С моей точки зрения, существующая сегодня атмосфера абсолютного недоверия в ракетной сфере, а также просматриваемые намерения США в АТР угрожают национальной безопасности России.
Представляется, что в такой ситуации возможная отмена моратория на размещение Россией ракет "в различных регионах" выглядела бы адекватной и пропорциональной. Такое решение может быть принято оперативно, в любой момент, и даже не потребует законодательного оформления, поскольку мораторий не оформлялся с помощью Федерального закона.
Хотя это тот случай, когда надежда умирает последней. Соблюдение всем сторонами де факто моратория в любом случае предпочтительнее, чем его де факто отмена. Но если России придется отвечать - отвечать надо решительно и опираясь исключительно на наши интересы, читай - на соображения обеспечения национальной безопасности России и ее граждан.
Источник: аккаунт российского сенатора Константина Косачева в Telegram.