Отлично сохранившаяся липовая аллея ведет к господскому дому. В одноэтажном деревянном строении с мезонином трудно признать именно дом господский. Покосившееся строение с забитыми окнами больше похоже на обычный деревенский дом, хозяева которого давно съехали. Впрочем, в одной из частей дома - занавески на окнах. Видно, что здесь еще кто-то живет. О былом величии напоминают разве что остатки портика и колонны из дерева. Между тем именно в этом здании снимался художественный фильм "Иудушка Головлев", выпущенный на экраны в 1933 году. То есть в то время главное строение усадьбы было в хорошем состоянии.
Неподалеку от господского дома - остатки фермерских строений, стены - мощные, из местных валунов. В советское время здесь располагался совхоз, внесший свою лепту в архитектурный облик: была построена силосная башня, сохранившаяся поныне. С другой стороны дома - перекресток великолепных аллей, отлично просматривающихся, несмотря на молодую поросль деревьев и кустарников. От большого пруда лиственничная аллея ведет к очень необычному и тоже заброшенному строению - костелу-каплице, являющемуся усыпальницей Стефании Радзивилл, супруги сына Петра Витгенштейна - Льва, скончавшейся всего через четыре года после свадьбы.
Между прочим, как уточнила экскурсовод Наталья Силичева, усыпальница, выстроенная в 1832 году, - творение знаменитого архитектора Александра Брюллова. Внутрь лучше не заходить: могут быть обвалы. Маленькие павильоны - в одном, по некоторым сведениям, была православная часовня. В другом - часть музея семьи Витгенштейн, посвященного войне 1812 года. Вполне вероятно, что оба павильона когда-то соединялись деревянным строением, в котором также располагалась музейная экспозиция.
История усадьбы восходит к XIX веку. Это имение было приобретено Петром Витгенштейном на деньги, собранные петербургским купечеством в благодарность за спасение столицы от нашествия армии Наполеона. Затем усадьба была подарена сыну Льву и закреплена за его потомками, которые и владели ею до 1917 года.
Сразу за каплицей - вид на большой, двухэтажный, явно господский каменный дом с портиком. Это тоже часть усадьбы, вот только дом все-таки не господский. При Витгенштейнах в нем была открыта богадельня. Проживающие в ней приглядывали и за парком, и за каплицей. Дом, кстати, сейчас используется почти по назначению: в нем находится государственная туберкулезная больница.
Когда проходишь по былым владениям героя Отечественной войны 1812 года, становится понятно: эту усадьбу с ее живописным парком, романтичными аллеями, домами, фермой, костелом можно было бы восстановить и превратить в отличный объект для показа туристам. Только вот кто будет этим заниматься - большой вопрос. За бывшую конюшню и часть парка отвечает область, большая часть земли - в ведении муниципалитета, и как раз на ней расположены вновь выявленные объекты культурного наследия. Одно из зданий бывшей усадебной фермы приведено в порядок местным нынешним фермером. И непонятно, что делать с туберкулезной больницей. Если же ее оставить на месте, просто отгородив прилегающую к ней территорию забором, вряд ли потенциальным туристам понравится такое соседство: все понимают, что в больнице лечатся и люди с открытой, то есть заразной формой туберкулеза.
Конкретного плана по возрождению усадьбы у властей разного уровня нет. Получается, что в усадьбе несколько собственников, но нет рачительного хозяина. В аналогичной ситуации и ряд других усадеб. Это главная проблема старинных построек - с течением времени они оказываются у разных собственников. Что-то в частных руках, что-то является собственностью областной, что-то - местных властей. А в случае с дружносельской усадьбой ситуация усугубляется наличием специфического медицинского учреждения.
В Ленобласти есть примеры, когда именно частный владелец восстановил усадьбу и сделал ее объектом показа. Это относится, например, к усадьбам Марьино и Елизаветино. А вот усадьбе в Белогорке, принадлежавшей Андрею Елисееву - правнуку основателя знаменитой купеческой династии Петра Елисеева, расположенной на берегу реки Оредеж и представлявшей собой замок (ее так и называли - "Белогорский замок"), досталась незавидная судьба. Немецкие войска подожгли ее в 1944 году, затем здание было худо-бедно восстановлено и в нем открыли лабораторный корпус одного из вузов. Но пришли 90-е годы, вуз был не в состоянии содержать строение, и оно ушло в частные руки. Снова пожар, и снова смена хозяина. Сейчас замок окружен забором. Как пояснили "РГ" в комитете по сохранению культурного наследия, собственник уже начинает восстановление усадьбы - с противоаварийных работ. Все этапы курируются специалистами комитета.
Постепенно идет восстановление имений, находящихся в собственности области. Отреставрирована усадьба Монрепо в Выборге, Дом-музей Римского-Корсакова в Тихвине. Идут реставрационные работы в Рождествено. В планах на следующий год - работы в музее-усадьбе Николая Рериха "Извара". В этом году составляется проектная документация на объект.