01.05.2023 05:00
Экономика

Оцифровка дорог не снимает проблемы весенних ограничений движения

Текст:  Марина Трубилина
Закон об упорядочивании движения по дорогам большегрузных автомобилей подписан президентом. Производители товаров, которые пользуются такими перевозками, считают, что это может как улучшить, так и усложнить доставку их продукции.
/ Рамиль Ситдиков/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Предполагается, что правительство утвердит правила движения тяжеловесного или крупногабаритного транспорта, а перевозчики должны будут получать специальное разрешение на его движение по дорогам и согласовывать маршруты. Движение тяжеловесного транспорта по определенному маршруту без подтверждения возможности проезда может наносить значительный ущерб транспортной инфраструктуре, отмечалось в пояснительной записке к законопроекту.

Нацпроект "БКД" почти в два раза снизил смертность на дорогах

Владельцы автодорог, в свою очередь, обязаны будут вносить в систему выдачи спецразрешений актуальную информацию о технических характеристиках дорог, предельных допустимых весовых параметрах, введенных временных ограничениях или прекращении движения и т. п. По состоянию на февраль нынешнего года в систему выдачи спецразрешений было внесено почти 100% автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и более 30% автомобильных дорог местного значения.

Идея полезна, в первую очередь, тем, что предполагает ревизию всех дорог - как федерального, так и местного значения с указанием их несущей способности и предельных нагрузок, считает директор по закупкам и логистике "Цемроса" Денис Назаров. "Возможно это прольет свет на реальное состояние значительной части дорог местного значения, которое оставляет желать лучшего, а также заставит местные власти более ответственно походить к установке сезонных ограничений, которые часто вводятся без должных оснований", - говорит он. Кроме прочего, должен появиться реестр всех объектов дорожной сети с указанием действующего состояния дорог и имеющихся ограничений, связанных с различной нагрузкой на ось для дорог разной категории, добавляет он. "Это крайне необходимое новшество, ведь у российских перевозчиков и грузоотправителей фактически нет единого источника информации для планирования маршрутов, которые часто проходят через несколько регионов и по дорогам разных категорий, имеющих принципиально разные нагрузки на ось и разные сроки сезонных ограничений. В нынешней ситуации перевозчики, значительная часть из которых - представители малого бизнеса, погружены в трудоемкий и неэффективный процесс - вынуждены изучать большое количество региональных приказов и сверять маршруты с перечнем региональных дорог, где введены ограничения. Интерактивная карта всех российских автодорог смогла бы значительно улучшить эффективность работы всех участников рынка перевозок", - считает Назаров.

Единый цифровой реестр дорог и автоматизация выдачи разрешений при справедливом расчете платы за разрешение на проезд, по его мнению, повысит прозрачность и упростит выдачу спецразрешений, а также снизит количество превышений нагрузок, особенно в период введения "весенних ограничений". "Сейчас введение весенних ограничений, а также сложность и высокая стоимость разрешений, - говорит Назаров, - вынуждают законопослушных производителей приостанавливать отгрузки в регионы, вводящие серьезные ограничения, а некоторых безответственных и недобросовестных участников рынка провоцируют на решение вопроса коррупционными методами, что поощряет проверки на дорогах, но не приносит дополнительных средств на ремонт и строительство дорог в бюджеты".

Госдума приняла закон о спецразрешениях для большегрузов

Такое решение никак не помогает бизнесу, проблемы только усугубятся, считает, напротив, гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Тимур Иртуганов. И это, по его словам, касается не только лесопромышленного комплекса, но и строителей, поставщиков рудных материалов и других, чей бизнес связан с грузоперевозками. Предельная норма в 44 тонны для автотранспортного средства очень сильно тормозит развитие производства в России, подчеркивает он. Препятствия бизнесу появляются уже на самых ранних этапах, с момента перевозки сырья. "Эти дополнительные ограничения способствуют тому, что возить будет все тяжелее, и того, что возить, становится все меньше", - говорит Иртуганов.

Ранее производители цемента уже обращались в Минпромторг с просьбой напомнить региональным органам власти, что введение весной ограничений движения по автодорогам должно быть обоснованным. В 2018 году Минтранс отменил весенние ограничения для дорог федерального значения, отмечали в "Союзцементе". А решения о введении ограничений на региональных и межмуниципальных трассах должны приниматься по каждой дороге на основании измерений фактической температуры, глубины промерзания грунта, величин прогибов дорожного полотна. На практике рядом регионов решения принимаются не индивидуально по каждому дорожному объекту, а списком и без учета рекомендаций министерства, отмечают в "Союзцементе". Региональные ограничения содержат ряд исключений, но цементники под них не подпадают - обычно ограничения не распространяются на перевозки пищевых продуктов, животных, лекарств, топлива, семенного фонда, удобрений, почты, коммунальных отходов, а также международные перевозки грузов. В указанных случаях не ясно, чем перевозка цемента на федеральную стройку по степени важности отличается от перевозки нескоропортящихся продуктов, смазочных средств или международных коммерческих перевозок, отметили в объединении.

Во время действия весенних ограничений цементные производители несут большие финансовые и репутационные риски, так как потребители нуждаются в своевременном обеспечении в полном объеме, добавляет Назаров. Снижение отгружаемого цемента в эти сроки влечет низкую производительность и эффективность предприятий, использующих цемент в качестве сырья для выпуска готовой продукции: изделий для строительства, тротуарной плитки, бордюрных камней, шифера и пр. Эти проблемы могут привести к затягиванию сроков строительства.

Как изменятся грузоперевозки на юге России

Перевести весь объем поставок цемента на железнодорожную доставку в этот период нельзя в связи с отсутствием железнодорожной инфраструктуры у конечных потребителей, говорит директор по логистике "СЛК Цемент" Евгений Грищенко. Не везде имеются железнодорожные пути, и придется лишний раз перегружать груз с вагонов на автотранспорт, а "последняя миля" доставки автотранспортом попадет под те же весовые ограничения.

Аналогичные проблемы из-за весенних ограничений у деревообрабатывающих предприятий. Минпромторг в конце марта обратился к правительству с просьбой приостановить мораторий на временные сезонные ограничения движения лесовозов, который действует каждую весну. К письму приложены просьбы крупнейших предприятий отрасли. Весенние ограничения приводят к значительному удорожанию плиты, фанеры и другой продукции, повышают стоимость сырья для лесопереработчиков, нарушают ритмичность поставок. Из-за моратория возникает необходимость дополнительного складирования сырья, что приводит к росту расходов, отмечают в АМДПР. Если в обычное время предприятия несут потери, но справляются с убытками, то в кризис этот вопрос встает гораздо острее.

Цифровизация процедуры выдачи разрешений, которая предполагается новым законом, не решает проблему введения "весенних ограничений", а в случае высокой стоимости разрешений может усугубить проблему, считают в "Союзцементе".

Экономика Дороги