Детская повестка
Сергей Александрович, 10 лет вместили в себя многое. С какими проблемами ярославцы чаще всего шли к омбудсмену в начале этой правозащитной работы и с какими обращаются сейчас?
Сергей Бабуркин: В самом начале, в 2013 году, первым потоком заявителей стали люди, которые долгие годы во всевозможных инстанциях - и, к сожалению, безуспешно - пытались решить свои проблемы. Их обращения при более подробном с ними ознакомлении оказались не просто трудными - в силу разных причин практически нерешаемыми. Для помощи им пришлось подключать самые разные ресурсы - не только юридические, но и организационные, - использовать личные связи.
В 2015 году на меня были возложены функции уполномоченного по правам ребенка, поэтому на первый план вышла детская повестка. Она, впрочем, сохраняется и сейчас (как я неоднократно повторял, "ребенок - тоже человек!"), хотя и в меньшем объеме, так как в области восстановлена должность уполномоченного по правам ребенка.
В 2017-2018 годах обострилась проблематика защиты прав осужденных. Это были проблемы, связанные с условиями их содержания, получением медицинской помощи, но в первую очередь это были резонансные случаи неправомерного применения к осужденным физической силы и спецсредств.
В 2020-2021 годах в нашу жизнь ворвались ковид-коррективы, кардинальным образом повлиявшие на защищенность ряда базовых прав: на охрану здоровья, получение образования, труд, свободу передвижения, обращение в органы власти, информацию и т. д. Ну а 2022 год прошел под знаком СВО.
Вместе с тем хочу подчеркнуть, что, несмотря на особенности каждого года, в целом перечень проблем, лидирующих по числу полученных жалоб и обращений, из года в год остается неизменным: это жилищные вопросы, право на доступ к правосудию, социальное обеспечение, труд, вопросы здравоохранения и проблемы в сфере миграции.
Заноза в сердце
Федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова, только что приезжавшая в Ярославскую область, сообщила, что у региона самые низкие показатели по числу обращений к ней. То есть львиная доля вопросов решается на месте. Как вам удалось так эффективно организовать работу, ведь аппарат регионального уполномоченного невелик?
Сергей Бабуркин: Да, Татьяна Николаевна рассказала, что в 2022 году из Ярославской области к ней поступило 267 обращений, тогда как мы рассмотрели 3546. Безусловно, это может говорить о том, что на уровне региона есть доверие к институту уполномоченного. Мы стараемся решать поступающие вопросы на региональном уровне, без подключения федеральных ресурсов, и это происходит не только благодаря работе опытных и квалифицированных сотрудников моего аппарата, но и благодаря общественным помощникам уполномоченного в муниципальных районах области. Сейчас общественная приемная омбудсмена есть в каждом из 20 муниципальных образований, их руководители работают на общественных началах и при этом знают местный контекст и стараются решить поступающие вопросы на дальних подступах.
Вместе с тем есть проблемы, которые на местном или региональном уровне решить невозможно, и тогда человек обращается к федеральному уполномоченному. Иногда я и сам это делаю - когда не хватает полномочий или сталкиваюсь с системной проблемой.
Есть ли такие проблемы, которые вам не удалось решить за эти 10 лет? Такие, которые "как заноза в сердце". Точнее, много ли их?
Сергей Бабуркин: Конечно, не все проблемы удается решить. Как кто-то однажды пошутил, "омбудсмен - не супермен!". Иногда попросту не хватает полномочий, порой у дела истек срок давности, многие нерешаемые ситуации завязаны на законодательстве и бюджетных возможностях. Но самый тяжкий и печальный след в душе оставляют вопросы, которые в силу обстоятельств не удалось закрыть, а заявителей уже нет в живых. Они не дождались справедливости и восстановления прав. И каждый такой случай не забывается, остается тяжким грузом на сердце.
Слезы и радость
Как вы чисто психологически выдерживаете тот негатив, с которым ежедневно сталкиваетесь? Ведь к вам не приходят счастливые - к вам идут люди, попавшие в трудную ситуацию, которых обманули, чего-то лишили, которым просто не дали положенного по закону. Постоянно иметь дело с проблемами, жить ими неимоверно тяжело.
Сергей Бабуркин: Честно скажу, это непросто. Мои сотрудники знают, что самый необходимый на личном приеме предмет - это даже не блокнот с ручкой, а салфетки, которые должны быть всегда под рукой на случай, если человек расплачется. Люди приходят на прием к уполномоченному в разных, порой непредсказуемых состояниях. Одни полностью сломлены, подавлены. Другие, наоборот, крайне возбуждены и нередко агрессивны. Был даже случай, когда человек угрожал самоубийством и пришлось приложить немало усилий, чтобы его разубедить и успокоить. Все это, конечно же, тяжело впитывать и тем более носить в себе. На первых порах после окончания приема я вообще не знал, куда себя деть и как забыть увиденное и услышанное. Сейчас легче. Помогают регулярные занятия физкультурой. Бывает, в конце рабочего дня, чтобы переключиться, достаю и перечитываю томик русской поэзии Серебряного века.
Но главное, что придает силы, я так понимаю, - успех в решении той или иной проблемы конкретного человека. Какие победы больше всего радуют лично вас?
Сергей Бабуркин: Особенно радует, когда удается защитить права немощных людей - тех, которые не в состоянии сами себе помочь. Хотя, строго говоря, меня радует любой успех - как адресная помощь, так и системные изменения в законодательстве, которые удалось пробить в целях совершенствования механизма защиты прав. В последнее же время такую радость я пережил, когда благодаря помощи Татьяны Николаевны Москальковой удалось вернуть из плена ярославцев - участников СВО. Не описать словами чувства, которые испытываешь, разделяя радость их близких, радость со слезами на глазах.
Поток жалоб к омбудсмену - это в определенной степени отражение работы (не всегда, увы, хорошей) органов власти: региональных, муниципальных. Есть ли тенденция к снижению этого потока? Ведь в действенности института уполномоченного сомневаться уже не приходится.
Сергей Бабуркин: Ошибки органов власти и местного самоуправления совершаются по разным причинам. Это может быть вызвано недостаточной квалификацией должностного лица, недостаточным вниманием к людям, сбоями в коммуникации, но порой, к сожалению, и злонамеренностью в отношении заявителя. Что греха таить: чиновники - живые люди, которые, естественно, совершают ошибки. Для исправления этих ошибок и существует институт омбудсмена - своего рода служба внутреннего контроля и коррекции в рамках государственной машины.
В рейтинге объектов жалоб граждан из года в год первое место остается за органами местного самоуправления, что абсолютно объяснимо, так как эти органы - самая близкая к народу власть. Именно туда человек идет за решением своего вопроса первым делом и, когда получает отказ, именно на них и жалуется.
Я, к сожалению, не могу говорить о тенденции к снижению общего потока обращений - пока их становится все больше год от года. Но удовлетворение вызывает снижение потока жалоб по отдельным болезненным направлениям. Например, в этом году уменьшилось число обращений от лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, поступило меньше обращений в сфере реализации права на обращение в органы власти и на доступ к информации, в сфере социального обеспечения и права на труд. Это снижение можно рассматривать как результат, в том числе, улучшения работы государственных органов в этих сферах, большего внимания власти к нуждам граждан.