Права внутри периметра
В закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) весьма чувствительным, по мнению экспертов, является земельный вопрос, точнее то, что оформить права на землю предприниматели не могут. Согласно Земельному кодексу РФ все земли в ЗАТО относятся к изъятым из оборота либо ограниченным в обороте. Первые не могут передаваться в частную собственность, быть объектами гражданско-правовых сделок, вторые же не предоставляются в собственность за исключением редких случаев, разрешенных законом.
- Мы понимаем особый статус ЗАТО, но там, где это не касается безопасного функционирования атомных объектов, предлагаем все-таки поменять подходы. Участки могут предоставляться в аренду, однако для этого необходимо согласие Росатома, получить которое проблематично, - констатирует заместитель руководителя аппарата бизнес-омбудсмена региона Ольга Казакова.
Первоначально этот вопрос подняла администрация города Трехгорного, но аналогичные трудности испытывают и другие "атомные" города страны.
- Если проблему нельзя решить с ходу, нужно прийти к какому-то алгоритму, сформировать дорожную карту, - предлагает компромисс Александр Гончаров. - В закрытых городах такие же бизнесмены, и, с учетом специфики территорий, они имеют право на комфортные условия, помогающие им работать, создавать добавленную стоимость.
Без тонкой настройки земельных отношений инвестиционная активность в ЗАТО затухает: предпринимателям "в периметре" невозможно оформить кредиты под залог, падает мотивация к реализации проектов.
- В закрытых городах процедуры действительно идут сложно, поэтому четыре года назад при федеральном уполномоченном появился общественный омбудсмен, курирующий ЗАТО. Мы не оставляем надежд, что разумные предложения, не грозящие государству потерей безопасности, будут реализованы, - поддержал южноуральцев директор Института экономического роста имени П.А. Столыпина Антон Свириденко.
Льготы для моногородов
Живое обсуждение вызвали также условия продления ряда льгот для предпринимателей, работающих на территориях опережающего социально-экономического развития. С предложением увеличить льготный период для местных ТОСЭР до 31 декабря 2025 года, подобно тому как это предусмотрено для Дальневосточного федерального округа, выступила администрация Снежинска. Для резидентов установлен пониженный тариф страховых взносов, но пролонгация такого порядка возможна при условии, что сами территории соответствуют оговоренным критериям. По словам министра экономического развития Челябинской области Натальи Лугачевой, на продление пониженных ставок могут рассчитывать моногорода угольной отрасли и территории, где уровень безработицы вдвое выше среднестатистических показателей. Однако на Южном Урале таких сегодня нет. Одно время в количественные рамки по безработице после закрытия градообразующего предприятия вписывался Верхний Уфалей, но с приходом в город инвесторов ситуация улучшилась.
Удивляет и то, что инструмент привлечения резидентов и ускорения экономического роста территорий не применим для такого проблемного города, как Бакал, где в трудной ситуации местное рудоуправление.
В аппарате бизнес-омбудсмена посчитали: это дополнительный сигнал к тому, что необходимо пересмотреть критерии, дающие право на продление льготного периода, или же учитывать все факторы в совокупности, чтобы картина, отражающая здоровье территорий, получилась более объективной. По этому поводу планируется направить обращения депутатам, профсоюзам, исполнительной власти.
Кстати, в середине мая на Южном Урале состоится выездное заседание комитета по экономике Госдумы по обсуждению проблем развития моногородов. Представители региональной власти собираются продолжить там начатый разговор. Челябинская область для проведения такого мероприятия выбрана не случайно: из 42 муниципалитетов Южного Урала 16 относятся к моногородам, из которых пять - в статусе ТОСЭР.
Перевозчики не видят путь
Не теряет актуальности в регионе и тема пассажирских перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам. Объединение Копейска, Челябинска и примыкающего к нему Сосновского района в агломерацию требует не только изменения транспортных потоков, но и более эффективной их организации. Предполагается перевод с нерегулируемого на регулируемый тариф ряда маршрутов, из-за чего меняется порядок отбора обслуживающих их перевозчиков. Это нормальный процесс, однако перевозчики жалуются, что не знают сроков этих изменений, а это сужает горизонт их планирования. Коммерсанты закупают или берут в лизинг транспорт, заключают договоры на обслуживание, но при этом не могут прогнозировать деятельность, поскольку при изменении статуса маршрутов нужно проходить конкурсные процедуры.
- Мы вновь наступаем на грабли, - заключает Гончаров. - Город должен быть уютным и безопасным, но не за счет ущемления бизнеса. Ведь мы даем предпринимателям надежду, поощряем вкладывать средства в развитие, а потом им могут внезапно указать на выход. Это касается десятков людей и коллективов, в отношении которых нужно восстановить справедливость.
Останутся со сносом
Системной проблемой эксперты называют и ситуацию с нестационарными торговыми объектами (НТО) в Челябинске. Война незаконно установленным ларькам объявлена уже давно, но наступление идет с переменным успехом.
Одна из функций муниципалитета - выявление незаконно установленных НТО и включение в перечень для демонтажа, однако сегодня порядок их сноса в Челябинске не урегулирован. Соответствующий документ существовал до октября 2022 года, поясняет руководитель УФАС по Челябинской области Анна Козлова. Но, реагируя на обращения коммерсантов, одни из которых жаловались на проволочки, а другие - на внезапный снос НТО, ведомство усмотрело в нормативном акте ограничение конкуренции, вынесло предупреждение гордуме, рассчитывая на внесение поправок. Но дума с претензией не согласилась. Тогда антимонопольный орган возбудил дело, подготовил предписание. Городские депутаты сделали ответный ход, обратившись в суд, который ФАС проиграла.
Однако был отменен и спорный нормативный акт. Поводом для этого послужило нарушение прав предпринимателей, поясняет Ольга Казакова. К примеру, демонтаж незаконных НТО зависел от финансовых возможностей муниципалитета, демонтированный объект подлежал уничтожению и т. д. Безусловно, негативный опыт следует учитывать при разработке нового порядка. Пока же в этой части правовой вакуум.
- Давайте все вместе разработаем понятный и прозрачный документ, который возьмут за основу все муниципалитеты региона, и не будет больше таких обращений, - предлагает Анна Козлова.