04.05.2023 11:31
Смоленская область

В большинстве регионов ЦФО сократилось число юридических лиц

Текст:  Татьяна Ткачёва
Российская газета - Экономика Центрального округа: №97 (9042)
В прошлом году в России "рождаемость" бизнеса оказалась вновь ниже "смертности": общее число компаний уменьшилось на 45,6 тысячи. В Центральном округе положительную динамику показали всего три субъекта: Москва, Смоленщина и Подмосковье. За счет столицы прирост выглядит внушительным и компенсирует убыль в остальных регионах. Однако если рассматривать ЦФО без Москвы и Подмосковья, то абсолютный результат окажется отрицательным - -10,6 тысячи организаций. В то же время сразу четыре региона округа попали в топ-10 по импортозависимости ключевых отраслей. Такой оценкой поделился Институт статистических исследований и экономики знаний "Высшей школы экономики".
Строительная отрасль - одна из тех, где количество действующих компаний даже увеличилось. / Игорь Филонов
Читать на сайте RG.RU

Эксперты изучили данные "СПАРК-Интерфакс" о действующих и ликвидированных юрлицах по итогам 2022 года. За этот период в стране было создано свыше 253 тысяч организаций, закрыто - почти 290 тысяч. Несмотря на отрицательное "сальдо", темп годовой убыли компаний по сравнению с 2021 годом снизился в 3,5 раза, подчеркнули в институте: "Это обусловлено не только сокращением количества ликвидированных юрлиц (на 24 процента), что может объясняться действовавшим полгода мораторием на банкротство, но и ростом числа созданных юрлиц (на восемь процентов). Положительный тренд сохраняется, несмотря на санкционные ограничения, уход из страны зарубежных компаний и разрыв сформированных ранее логистических цепочек. Коэффициент относительного прироста числа организаций в стране составил -1,5 против -4,9 в 2021-м, -8,6 - в 2020-м и -9,2 - в 2019 году".

Хороший относительный прирост показали торговля и строительство. Они лидируют в стране по числу действующих компаний (27 и 13 процентов соответственно). Абсолютный же прирост зафиксирован в четырех отраслях из 18: строительстве, сфере информации и связи, здравоохранении и социальных услугах, добыче полезных ископаемых.

Положительную динамику предпринимательской активности продемонстрировало 69 регионов, в 16 из них число компаний увеличилось. В первую пятерку вошли Москва (там абсолютный прирост составил 18,1 тысячи юрлиц), Смоленская (+900), Омская, Свердловская и Московская (+400) области. Причем столица, где зарегистрированы 18 процентов юрлиц страны, продемонстрировала наиболее впечатляющие результаты по изменению показателя (с -8,0 до 3,3).

По абсолютному приросту числа компаний в топ-5 вошли Москва (18 тысяч организаций), Смоленская (900), Омская (700), Свердловская (500) и Московская (400) области. Успех обеспечила предпринимательская активность в торговле, строительстве, транспортировке и хранении. На 22-м месте оказалась Орловщина, где число новых юрлиц было равно числу закрытых. А вот все остальные регионы ЦФО продемонстрировали убыль бизнеса. В Костромской области в абсолютном выражении потеряли 200 организаций. В Рязанской и Липецкой - по 400, в Тверской, Ярославской и Курской - по 700, в Тульской - 900. Самая масштабная ликвидация фирм коснулась Белгородской, Ивановской и Воронежской областей, где убыль составила от одной до 3,2 тысячи компаний.

Чем активнее регионы привлекали зарубежных инвесторов, тем сложнее оказалась их экономическая ситуация в 2022 году

- На моей памяти это, пожалуй, первый рейтинг субъектов РФ, где Москва и Санкт-Петербург оказались на разных полюсах, - отметил директор центра "Российская кластерная обсерватория" Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Евгений Куценко. - Более того, целый ряд регионов с сильной экономикой попали в красную зону отрицательной предпринимательской динамики. Москва здесь - локомотив роста, но и без нее тренд на постепенное повышение предпринимательской активности в стране налицо. Возникает вопрос: насколько устойчивыми будут результаты в долгосрочной перспективе? Или же они отражают естественную цикличность строительных проектов, необходимость юридической утряски практик параллельного импорта и изменения логистических цепочек?

Минфин назвал размер разового взноса со сверхприбыли бизнеса

На фоне сокращения числа организаций заметен рост, пусть и скромный, в сегменте индивидуальных предпринимателей, а также стремительное расширение когорты самозанятых. Вероятно, многие бизнесмены, закрывая компании, регистрируются в этом статусе, чтобы пользоваться более выгодным налоговым режимом. За 2022 год самозанятых стало больше на 70 процентов. Их общее количество превысило 6,5 миллиона человек. ИП и самозанятые восполняют объективный дефицит сервисной экономики, пояснил Евгений Куценко:

- Еще в 2021 году мы показали, что на сервисную триаду (торговля, деловые и ИТ-услуги, туризм) приходится 46,8 процента торгуемого сектора в США, 33,2 - в Европе и лишь 13,8 - в России. Подобные же форматы популярны и в креативных индустриях, занятость в которых растет, несмотря ни на какие кризисы.

Как повлияет на бизнес в регионах введение новых санкций? Чтобы выявить наиболее уязвимые территории, аналитики института привлекли данные Центробанка и собственные оценки, сделанные при подготовке "Атласа экономической специализации регионов России".

По данным ЦБ, наибольшая доля импорта из государств, которые ввели санкции, в конечной продукции наблюдается в автомобилестроении (25 процентов), производстве резиновых и пластмассовых изделий (18), транспортной индустрии (16), машиностроении и фармацевтике (15 процентов).

"Специализация на подобных видах деятельности повышает риски возникновения экономических и социальных проблем в 2023-м и ближайшие годы. Среди регионов, лидирующих по доле занятых в автомобилестроении, можно выделить Самарскую область, Татарстан и Нижегородскую область; в производстве пластмассовых изделий - Московскую область, Татарстан и Башкортостан; в тяжелом машиностроении - Свердловскую, Московскую области и Санкт-Петербург; в фарминдустрии - Подмосковье, Москву и Санкт-Петербург. Эти и другие импортозависимые регионы вынуждены будут активнее реализовывать политику импортозамещения, искать новых контрагентов для бесперебойной работы сформированных цепочек создания продукции или корректировать стратегические приоритеты отраслевого развития", - говорится в исследовании.

Ментор, коуч или трекер: кого выбрать для роста своего стартапа

Из 30 наиболее импортозависимых регионов 24 расположено в Центральном и Приволжском федеральных округах. По расчетам института, в зоне максимального риска - ключевые отрасли специализации Калужской, Ульяновской, Самарской и Владимирской областей, а также Татарстана. Для этих регионов характерны большая доля обрабатывающей промышленности в ВРП и высокий уровень инновационного развития. На восьмое место рейтинга попала Ярославская область, на 10-е - Тульская. Основная часть субъектов ЦФО расположилась в третьей десятке. Относительно низкую зависимость от импорта имеют экономики Орловской, Тамбовской, Курской и Ивановской областей.

Менее уязвимы регионы, слабо вовлеченные в международное разделение труда. Ориентация на местные рынки свойственна бизнесу в Дальневосточном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, где находится 19 из 30 наиболее устойчивых к возможному сокращению импорта субъектов РФ. Санкции нипочем предпринимателям Чечни, Ингушении, Алтая, Тывы и Еврейской автономной области - но вряд ли это сильно облегчит жизнь тамошнему населению.

- Чем активнее регионы привлекали зарубежных инвесторов, строили новые заводы и формировали новые отрасли специализации за предыдущие 20 лет, тем сложнее оказалась их экономическая ситуация в 2022 году, - констатировал Евгений Куценко. - Дальнейшее стратегическое развитие будет связано с успехами в привлечении замещающих инвестиций из дружественных стран (например, в автомобилестроении - китайских партнеров взамен европейских, японских и американских), а также конкуренции за федеральные ресурсы "обеспечения технологического суверенитета". Совсем не обязательно, что новые производства будут располагаться в импортозависимых регионах. Это могут быть и соседние субъекты РФ, и те, которые просто окажутся более активными и удачливыми в текущей ситуации. Несмотря на наличие Стратегии пространственного развития России, де-факто у нас нет формализованных требований о соответствии проектов, поддерживаемых государством, текущим или перспективным региональным специализациям. Нет и единых правил, по которым должна выстраиваться конструктивная конкуренция между субъектами РФ. Поэтому здесь возможны любые сценарии: не исключено, что ряд регионов потеряет свое лидерство, появятся другие точки роста, а экономическая карта России в очередной раз будет обновлена.

Кстати

В 2022 году общая сальдированная прибыль (за вычетом убытков) российского бизнеса снизилась на 12,6 процента. Убытки, как и прежде, показала каждая четвертая компания. По данным аналитиков аудиторско-консалтинговой сети Finexpertiza, максимальная доля прибыльного бизнеса отмечена в Воронежской и Тамбовской областях (более 80 процентов крупных и средних предприятий). В топ-10 также вошли ярославцы. Убыточные организации чаще встречаются в северных и дальневосточных регионах, но среди антилидеров есть и, например, Тверская область, где в минус ушла почти треть фирм. Доля прибыльных компаний высока в госуправлении, оптовой и розничной торговле, сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и образовании.


Смоленская область Воронежская область