Соглашение от 28 апреля, по сути, состояло из двух элементов: первым был временный запрет на импорт украинской пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника, что дало некоторую передышку группе из пяти восточных стран - Польше, Венгрии, Словакии, Болгарии и Румынии, в которых скопились внушительные запасы зерновых и масличных культур.
Во-вторых, оно было призвано облегчить транзит украинской продукции через территорию пяти стран. Это позволит продолжить поставки в третьи страны, особенно в государства глобального Юга, которые столкнулись с перебоями в поставках и растущим голодом в прошлом году.
Польша выступила с призывами распределить излишки в виде гуманитарной помощи.
"Может быть, мы также можем сотрудничать с агентствами ООН, может быть, мы можем сотрудничать с Всемирной продовольственной программой", - сказал изданию посол Польши в ЕС Анджей Садось. Есть только одна проблема с этой идеей, парируют чиновники ЕС: миллионы тонн зерна, скопившиеся на складах пяти стран, непригодны для употребления в пищу.
Источник издания в дипломатических кругах ЕС сказал на условиях анонимности, что польские представители используют тактику шантажа, имея в виду попытку Варшавы заблокировать соглашения с африканскими странами и согласовать пакет санкций против Беларуси.
"Этот эпизод вызвал много вражды и окажет психологическое и политическое влияние на сплоченность внутри ЕС, когда дело доходит до снабжения Украины", - заключил дипломат.
Чиновник в Брюсселе ясно дал понять, что товарные спекулянты, которые стремились получить прибыль от роста цен на продукты питания в прошлом году не должны рассчитывать на спасение за счет европейских налогоплательщиков. По оценкам Еврокомиссии, стоимость покупки и отгрузки около 3 миллионов тонн пшеницы из стран ЕС в государства глобального Юга составит от 1,5 до 3 миллиардов евро. Прошлогодний анализ ООН выявил, что нехватка продуктов питания привела к "чрезмерным спекуляциям" на товарных рынках, и трейдеры сделали ставку на то, что перебои с маршрутами поставок через Черное море вызовут стремительный рост мировых цен на зерно.