По итогам апреля россияне приобрели 75,6 тыс. легковых машин - это в 2,7 раза больше, чем годом ранее, сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК". Таким образом, российский авторынок показал рост впервые с мая 2021-го, что стало возможным исключительно благодаря эффекту "низкой базы".
Дело в том, что как раз в апреле прошлого года рынок новых легковых автомобилей в России упал до очень низких значений (менее 30 тыс. шт.), а отметку в 50 тыс. единиц он преодолел лишь в ноябре. Как ожидают в "Автостате", при сохранении текущих тенденций продажи автомобилей продолжат демонстрировать рост на рекордно низкой базе до конца года. Это позволит российскому авторынку выйти "в плюс" по итогам всего 2023-го, хотя за первые четыре месяца кривая продаж находится всё еще в отрицательной зоне - 246,9 тыс. машин (-15%).
"Прогноз в целом по году положительный - около 10%. При этом к докризисному уровню реализации новых авто российские дилеры смогут вернуться не раньше, чем через пять лет за счет расширения ассортимента в сегменте китайскими, иранскими, вьетнамскими машинами, а также электромобилями. Это позволит наращивать объемы продаж в среднем на 10-20% ежегодно", -комментирует руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Денис Решетников.
В свою очередь, директор по развитию и корпоративному управлению компании "Нижегородец" Алексей Макаров отмечает, что на рынке по-прежнему сохраняется дефицит автомобилей. Поэтому результаты продаж в апреле могли быть намного выше, если бы сами производители поставляли в Россию достаточное количество машин. Тем более что апрельское ослабление рубля, как и всегда, вызвало всплеск спроса на товары длительного использования, в том числе автомобили.
Между тем, на фоне волатильности валютных курсов автопроизводители начали массово пересматривать свои прайс-листы, хотя в начале года отказались от традиционной для начала года индексации цен. Так, по данным сайта "Цена Авто", в прошлом месяце подорожали автомобили сразу пяти китайских марок: Omoda, Chery, Voyah, Changan и Haval. Причем у некоторых брендов этот процесс затронул весь модельный ряд, у других - отдельные модели или их комплектации. А в начале мая ценники переписали не только китайские Exeed и Tank, но и отечественный АвтоВАЗ.
Как рассказал директор розничных продаж АГ "Авилон" Ренат Тюктеев, на динамике цен на рынке новых автомобилей сказывается рост курса валют к рублю. Мгновенное изменение стоимости происходит на автомобили, поставляемые по параллельному импорту. В прошлом месяце такие предложения подорожали более чем на 10%.
По словам эксперта, модели автомобильных брендов - преимущественно китайских, которые официально представлены в России, поднимаются в цене не так резко: как правило, производители сглаживают колебания за счет собственных финансовых ресурсов, в апреле подорожание произошло в диапазоне 2-3%. В дальнейшем прайсы будут повышаться, к тому же рынок не перестанет испытывать дефицит автомобилей.
"Волатильность курса валют, рост логистических издержек, а также повышение цен на металл и на комплектующие - основные причины регулярного увеличения стоимости автомобилей. Однако это не отразилось на динамике продаж - россияне по-прежнему считают покупку машины выгодным вложением, а спрос регулярно повышается перед началом сезона отпусков. Скорее всего, стоимость новых автомобилей может увеличиться к концу года на 20-40%, однако расширение ассортимента в сегменте позволит сдержать этот показатель", - резюмирует Денис Решетников.